photo of caverns
Подземный мир. Пещеры и каменоломни

Картинские каменоломни (Партизанка).

Статьи, отчеты, ссылки





Узкая колея: Поиски в «Параллельных мирах»

Участники экспедиции

Во время вынужденного зимнего перерыва в поисковых работах невольно возвращаешься к тем планам, которые пришлось отложить в горячие летние месяцы. Казалось, что небольшой коллектив Переславского музея исследовал подавляющее большинство узкоколеек, существовавших в Подмосковье с конца XIX века по настоящее время. Однако, беспокоило полное отсутствие материалов о развитии горнозаводских путей региона – при том, что имелись отрывочные сведения о наличии железнодорожных фрагментов в подмосковных пещерах. Прошедшие в печати подряд одна за другой публикации о посещении пещер подтолкнули нас к поискам тех специалистов, кто мог бы квалифицированно объяснить, что творится там, у нас под ногами.

«Выдохнуть!.. Прогнуться!..»

Итог встречи с членом Русского общества спелеонавтики и спелеологии Михаилом Сохиным был просто ошеломляющим – оказывается, весь юг Подмосковья буквально изгрызен пещерами, являющимися, по сути, штольнями подземных каменоломен длиною в десятки километров, многие из которых на большом протяжении до недавнего времени хранили остатки рельсовых путей.

Вадим Миронов – спелеолог

Для первого знакомства была выбрана пещера «Партизанка» (у посёлка Картино – ред.), стоящая несколько особняком и географически, и исторически: разработки велись в ней ещё недавно, с 1930-х годов, и были прерваны войной. По меркам спелеологов она небольшая, суммарной длиной около 900 м, но знаменита шириной и высотой своих штолен – три, пять, местами семь метров; везде в ней сохранилась и деревянная крепь.

Перед входом в подземелье

22 февраля 1998 года наша небольшая совместная экспедиция выехала в верховья Москвы-реки. В составе группы четыре человека: два спелеолога в ранге профессиональных подземных спасателей МЧС – М. Сохин и Андрей, его товарищ, В. Миронов и автор этих строк. Дорогой чутьё подсказывало, что будет мокро: всё Подмосковье обмякло и потекло под яркими лучами первой оттепели.

Артур Берзин – коричнево-жёлтый, но довольный

Наш приезд вызвал сочувствие и интерес у местных дачников, в их компании приходим на берег реки, останавливаемся у невзрачной каменистой осыпи. Небольшая воронка из щебня, льда и мерзлой глины – это вход, который надо продолбить и расширить. Может быть и продолбим, но как туда лезть – пока не понятно. Около получаса, сменяя друг друга, работаем ломом, лопатами, лопатками. Наконец лом чуть не улетает куда-то, и Андрей начинает ногами вперёд проталкиваться в щель, в которую, кажется, и собака-то не пролезет. В три приёма – сначала по колено, потом, подкопав немного, – по пояс, и, наконец, целиком – он проскальзывает в темноту, откуда долетает его голос: «Фонарь!» Ещё некоторое время он возится внутри, расширяя проход, а потом зовёт кого-нибудь из нас. Ну вот, вроде – моя очередь. Сердце в волнении стукнуло несколько раз, но потом всё замерло в ледяных объятиях снега и камня. Ощущение, что застрял, переломившись в пояснице, наступает почти сразу, и сверху готовы подать руку, но спокойный голос внизу командует: «Выдохнуть!.. Прогнуться!..»,– и, поёрзав немного, скатываюсь по мокрой глиняной горке. Сначала мы все собираемся перед входом. Здесь камни нависают над головой, но ещё есть немного дневного света. Несколько столообразных камней образовали удобное подобие мебельного гарнитура, на котором можно разложить снаряжение.

Остатки железнодорожного хозяйства «Партизанки»

И всё это – на верхушке кургана из огромных камней, обвала на месте бывшего входа, терпко пахнет плесенью, внизу веером расходятся самые настоящие туннели. Слезаем с кургана и отправляемся на круговую обзорную экскурсию. Нам понадобилось более двух часов, чтобы посмотреть небольшую часть горных выработок. Штольни в основном прямые, почти сухие, впечатляют своими размерами: местами четыре человека шли в ряд, подсвечивая путь фонарями, расходясь и вновь собираясь в обширных подземных залах.

Схема каменоломни «Партизанка»

Предоставлена Михаилом Сохиным

Спускаясь в «Партизанку», мы не рассчитывали на какие-то спелеологические открытия: подземелья эти давно известны. Нашей целью было знакомство с тем, что осталось здесь от железнодорожного хозяйства. И надо сказать, что остатки эти очень впечатляли. В двух местах из-под завалов торчат рельсы – звенья рамчаток, несколько коротких кусков мы подобрали по дороге в разных местах подземелья. Ещё недавно здесь был поворотный круг, однако на прежнем месте его не оказалось, только случайно уже в самом конце работ нашли неподъёмную литую крестовину-основание. После осмотра фотографируем один из завалов с рамчаткой, на которой имелись замки, небольшую часть – лишь бы вытащить наружу – отрезаем в качестве образца.

Как это всё могло начинаться.

Рисунок С. Дорожкова и В. Осмоловского

Ну вот, пожалуй и всё, пора наверх. И тут началось самое интересное. За день косогор начал таять, и к нам через узкий лаз стекал жирно-грязный ручей. Разделившись – двое снаружи, двое изнутри – мы пихали и тянули кусок рамчатки, но даже ещё расчистив проход, разбив кувалдой и согнув винтом эту чертову железяку, мы вытащили её только тогда, когда, по мнению духов подземелий, уже достаточно извозились. Когда выкарабкались на волю, оказалось, что наши куртки и джинсы стали одного, ровного, коричнево-жёлтого цвета. Опытные товарищи говорили, что даже большие любители подземных путешествий не полезли бы в это чистилище. Возвращаясь, наша экзотическая процессия с рельсами, ломами и лопатами среди ослепительно-белых снегов производила такое неотразимое впечатление, что рыболовы на льду реки аж привставали.

«Дорога в ад»

Подведём итоги экспедиции. Ширина колеи путевого звена железнодорожных остатков в «Партизанке» составила 450 мм – ранее нам это нигде не встречалось. Взятые образцы рельсового материала оказались без клейм, но короткие куски рельсов по профилю совпадают с рельсами прокатки завода Артура Коппеля 1905 года, а рамчатый рельс в музейной коллекции уникален высотой профиля. Если когда-нибудь найдётся верхняя плита и будет сделан пошире выход из пещеры, попробуем вывезти в музей поворотный круг.

Профили рельсов

Но главный итог состоит в том, что нам открылся целый мир в ином, «параллельном» измерении, от которого можно ожидать самых удивительных находок.

Автор выражает глубокую признательность Михаилу Сохину за предоставленные материалы топосъёмки и общую организацию экспедиции.

Артур Берзин
Фото: Вадим Миронов
Статья опубликована в журнале «Железнодорожное дело», № 5 (23), 1998
Официальный сайт издательства www.semaphore.ru

 



Находятся рядом с Полушкино ,Поречье это как ехать к Тучково ,Рузе ,а что касается протяженности
надо спускаться ходов там очень много там еще есть скалистый берег в нем тоже есть ходы , описания в интернете почти нет,карт подземелий тоже нет . Если интересно можно будет как нибудь съездить полазить, дорога там нормальная .

Сплошные тайны, ни карт, ни описаний....есть шанс стать первопроходцем..
Пещеры в Полушкино, или Тучковские, или Партизанские (Партизанская) - место ежегодного майского слета спелеотуристов, а так же неоднократного массового развлечения под названием "Тролей"
Карт пещер действительно нет, их там всего то 900 с небольшим метров, пара каридоров и вроде все - чего там рисовать то?
Находятся здесь:

Javascript is required to view this map.

http://www.4turista.ru/node/3684
практически до места идет асфальтовая дорога.

ЗЫ На противоположном, левом берегу реки - офигительный карьер для квадриков



<Партизанская - небольшая (около 900 метров) и простая система. Из детского любопытства можно залезть глянуть... Мышей летучих набрать... Белорусское направление, в районе станции "Тучково" (~80 км от Москвы)...

    Добираться: от "Тучково"самой станции км 3-4 пехом, если память не изменяет. Может, поменьше. Топать в сторону Москвы-реки (направо), спуститься к самой реке, потом подниматься вверх по течению по этому же берегу... Дырки - на склоне берега, не высоко (метра два)...
    Глубина залегания примерно сьяновская (?)... Где-то на уровне реки... Входов 2 или 3, метров через несколько... Их иногда заваливает. На последнее посещение удобоваримый, кажется, был один, другие были завалены (но не сильно)... Как-то раз пришлось топорами прорубаться - упал каменюка прям в дырку... :) Хорошо, известняк - быстро порубали на куски... :)) Каменоломни из нескольких почти прямых просторных штреков, пересекающихся между собой... Много старого крепежа (примерно как в Никитах, но существенно больше), в плохом состоянии... Ходы напоминают, наверно, никитский "Бродвей", только уже. Так же различные сооружения из бревен... В одном месте есть почти целая избушка... Общий размер оставляет желать лучшего, хотя размеры ходов радуют - там ставили и палатки, и костры разводили... Говорят, что были еще ходы, очень длинные, в том числе в сторону станции... Может быть... Мы обошли все минут за 40-50, ежели не вру. Есть 2-3 зальчика, глядя на потолок которых, нам хотелось очень быстро оттуда убежать :-) Их состояние тоже оставляет желать лучшего... Летучие мыши... Гроздьями на стенах... И грязновато, наверно, близость и уровень реки сказываются...
     Постараемся сбегать, сделать пару фоток и снять простенькую схемку для любопытных... Хотя большого смысла в съемке нет...
     Кое-кто утверждал, что Партизанка находится в районе станции "Партизанская" (это та же ветка, но несколько дальше за "Тучково")... Не знаю, может там что и есть... Но та Партизанка, которую знаю я, которая точно есть и в которой мы были, находится у ст.Тучково... :)

    3.10.99 мы проезжали мимо на машине, есть подозрение, что в районе входа берег был срыт/засыпан - строительство дач... ы!

    Еще есть Полушкинская (она же Григоровская/Тучковская/Сталактитовая/Молния) - естественная карстовая дырка - вертикальный трещинный колодец. Глубина что-то около 18 м суммарно. Очень узкий, лучше умереть внизу, чем лезть обратно... Находится все это на левом берегу Москва-реки против д. Полушкино (р-н платф. Санаторная). В старинных карьерах, очень популярных у скалолазов. Там есть еще несколько мелких щелей, чисто трещинных... (информация от г-на Долотова (РОСС), благодарим)



Партизанская.

Проезд до станции Тучково, от нее 3-3,5 км на восток, спуститься в долину Москвы-реки, и далее пешком по правому берегу вверх по течению.

Вход хорошо заметен в 2-3 м над уровнем воды.

В этой пещере обитают летучие мыши, сама же пещера протяженностью около 900м.



в районе Тучково есть пещера партизанская
Земляная система, очень сильно обвалоопасная. Находится - на одноимённой станции Белорусского направления.
Карта тебе там не потребуется.
в свое время открытых входов было до 3
на машине вплотную в дыре подъехать затруднительно, но при желании можно (не со стороны Москвы)

народ были мы там 2 неделти назад
там где - доехали до станции Тучково, дошли до кладбища прошли через него и вышли к церкви, от церкви по склону спустились к реке ,там прошли немного по течению и увидели камни и кучу земли с отработкой поднялись по куче и увидели чтото похожее на щурф, помоему даже укрепленный деревом (незнаю), но всё это было засыпанно зелёй упавшей со склона! пробовали поковырятся но небыло инструмента! поэтому поставили палатку, разожгли костёр и купались - места замечательные!
из примечательных ориентиров напротив (через реку) строят новые котеджи и рядом с входом есть какоито типа люк огромный такой с железной крышкой большой такой (внутри полностьзасыпан мусором)

"Плюс еще есть люк" - от 2 прохожих слышал байку, что это ход под реку, в чем сам сильно сомневаюсь. выгребать оттуда бааальшую помойку с неизвестным результатом - надо ли?

Добираться: от "Тучково"самой станции км 3-4 пехом, если память не изменяет. Может, поменьше. Топать в сторону Москвы-реки (направо), спуститься к самой реке, потом подниматься вверх по течению по этому же берегу... Дырки - на склоне берега, не высоко (метра два)...

описываю с т.з. водителя: выходите на ст."Тучково". по переходу в сторону автобусных остановок. с площади остановок идете по левой дороге ~перпендикулярно ж/д (на север) - до первого перекрестка. на нем налево до следующего перекрестка и там направо. по этой дороге пилите вниз в сторону реки (поселок, маг."продукты", дорога уходит влево). далее на берег и идете вверх по течению ~ менее 1 км (?). Ориентр - люк слева (поймете). подъем к дыре - сразу за ним. земля и камни - похоже на Никитский склон
лет 20 назад берег был гол и входы были видны сразу

А мне вот сказали (сам там не был), что как дождь пройдет, так там грязи по уши. К тому же от Тучково и Партизанки топать час-полтора.

Вот по этой ссылке 1км карта местности: http://mapn37.narod.ru/map1/in37013.html
>>>
. Я так понимаю, дыра находится в окрестностях д. Мосеево или нет?

Скорее уж тогда д.Картино :-X 8)
И топать там часа 2 как минимум. Если не знать как идти.

Кстати, а знаменитые скальники - это у Васильевского, восточнее Тучкова, или я опять ошибаюсь?

Могу ошибаться, но мне кажется, что скальники за пределами карты в сторону Москвы. До них от Полушкино поближе идти будет, чем от Тучково, да и находятся они на другом берегу реки. Почти у самой реки.

Кстати, а знаменитые скальники - это у Васильевского, восточнее Тучкова, или я опять ошибаюсь? Совершенно верно, между Сонино и Васильевское.

Был я там две недели назад. Картинское кладбище. От станции Тучково идти полчаса. Далее спускаетесь вниз, на берег. Смутило то обстоятельство, что дырку (заваленную) я нашел на удивление быстро ???. Когда мы лазили в нее (еще в открытую), то перед заброской еще и искали ее основательно ::)

Краткий отчет с прошедших выходных.

Фото (делал на жк, на црт возможно темновато):

Общий вид с берега. До системы - метров 300
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2651s.jpg

Дом-«ориентир» на левом берегу. Система – напротив.
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2652s.jpg

Тот самый люк:
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2635s.jpg
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2637s.jpg
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2638s.jpg
крышка оч.тяжелая, открывать не стал. Кому интересно - внутри на глубине метров полутора - помойка. Какой она глубины - не знаю.

Подход к «входу» (в 5 метрах от люка):
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2639s.jpg

Общий вид «входа»:
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2640s.jpg
Подозрение, что вход сел (?) весь. Хотя лучше узнать мнение мэтров, на месте.
Следующий (2-й или 3-й?) вход примерно в таком же состоянии.

И почему там так хитро изрыт берег? По личным ощущениям - несколько дальше, чем тянулась система.

Здесь, собссна, и был вход:
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2642s.jpg

Вид склона над «входом»:
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2643s.jpg

От строительства навеса отказался по причине выхода из строя пилы, а топором много не намашешь. Навес можно делать в след. выхи, не мешая работе на входе.

Начал копать. Результат 3-часовой работы в субботу:
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2647s.jpg
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2649s.jpg

Сначала о хорошем. Ведер осталось не триста тысяч, а всего 299990.
Обнаружены два целых бревна козырька, частично удержавшие сползший склон. Просматриваются боковые стенки входа. Через щель по левой стенке есть тяга.
О плохом. Вход оч.плотно забит глиной с камнями. Сколько ушло внутрь этого г* - можно только догадываться. Копать - тяжело.

После воскресных работ:
http://aspirinius.tripod.com/partizanka/IMGP2654s.jpg
Продвижение - крайне медленное.

Рекомендуемый инструмент: Средняя лопата, 2 саперки (одной ковыряться, второй – чистить первую), ведро (?). Или даже два. Рабочие перчатки – много (ручной работы - немало).
Сменка обязательна (комбез - весь в глине). Перчатки портятся за полчаса. Обувь лучше сменную резиновую - отмывать легче.
Посмотрел план каменоломни.
Верх по течению
- вход 2, засыпан, внутри глиняный конус, расстояние от входа 1 - 20м (это примерно где щель)
- вход 3, засыпан, внутри глиняный конус, расстояние от входа 1 - 37м (это примерно где был просос).
- вход 4, засыпан, внутри глиняный конус, расстояние от входа 1 - 60м (а здесть вроде и не копали).
- вход 5, засыпан, внутри глыбовый навал, расстояние от входа 1 - 70м (похоже, это последний раскоп).
-- вниз по течению есть еще три входообразных тупика, но они завалены глыбами и, похоже, достаточно глубоко внутрь.

Предлагаю следующий раз привезти рулетку и отмерить эти расстояния точным образом...
Вопрос о высоте входов над рекой остается открытым...

по схеме за 5-м после "изгиба" - два возможных входа?
"Только как проехать до..?" - если доехать до траншеи, оттуда придется волочь снарягу и инструмент. лучше попробовать подъехать вплотную

дорога:
Можайское шоссе до ~78 км, д.Дубки, поворот направо в сторону Тучково, см.указатель
или: Минское шоссе до ~72 км, там Минское с Можайским сходятся буквой К. Съехать направо на Можайку и налево, далее - до тех же Дубков и направо

Далее: пилить не сворачивая до Т-образного перекрестка (вы-снизу) за последним большим переездом (Белорусского направления). Там свернуть налево и ехать по основной дороге через всё Тучково и далее в сторону Марса до моста через М.-реку (сразу от станции вплотную к дыре не заехать - перекопано). Не переезжая реку, съехать на берег и ехать (прилично) по нему вниз по течению. Лет 6 назад проехать можно было. В одном месте лежало брево (июнь с.г.), его надо перепилить и оттащить
Да ну, беспонтово с моста съезжать - там проехать очень проблематично, если вообще можно. лучше сначала попробовать через дачный поселок вырулить.
Может это поможет чем в ваших изысканиях:

Работал в Партизанке в 1988-89 годах прошлого века. Наездами. Вскрывал ее повторно, после группы И. Прокофьева или В. Априка (точно не помню) зимой 1988г. Стояли внизу в единственном для этого пригодном гроте, который хорошо оборудовали, накатили бревен, завесили полиэтиленом. Было уютно

Поводом для работ послужила история местного старика, пережившего войну. Он рассказал, что система очень-очень большая (ну это как обычно), что во время наступления немцев, нескольколько бойцов Красной Армии во главе с Командиром (по другой версии только Командир) были окружены немцами в церкви, что над системой, и несколько дней держали осаду фашиков. Через несколько дней бойцы, по подземному ходу ушли в каменоломню, где были большие запасы оружия и провианта. В течении нескольких дней, ночью, бойцы выбирались из каменоломни и наносили урон в живой силе и технике врагу. Пока фашики не замуровали все ходы-выходы из каменоломни, зажива погребя бойцов. Отсюда название Партизанская.
Местные старики были совершенно уверены, что под землей действительно заживо были погребены несколько красноармейцев...

Мы пытались копать в дальней, правой части системы, огибая песчаный конус, вдоль стены... Собственно, где копать и в какую сторону там очевидно. Мы прошли метров 8-10 в песке, в теле завала, но дальше было очень стремно работать. Хотя переодически была сильная тяга внутрь завала.

По весне дальняя часть подтапливается (подтапливалась), замывая участок проходки, что сводит на нет все работы...



Итак, внимание! Теперь самое интересное..
Мы её вскрыли... почти... может быть... ;) ;) ;)
Итак смотрим фотки:

Это общий вид склона, с близи вход похож на вывороченную каким-то взрывом воронку :)


Так было до того как стали копать.


За обнаруженной маленькой щелю оказалась полость в которую можно пролезть.


Убрав несколько камней и раскопав дыру побольше, увидели, что полость идёт дальше в глубь, но пролезть невозможно, т.к. всё завалено камнями, такое впечатление, что завалило привходовую облать и бывший потолок стал полом. Камни небольшие, откалываются легко, можно довольно быстро откопать глубже.


Ещё немного покопавшись мы услышали как гдето внутри посыпались камни, оказалось что то место куда мы отбрасывали землю стало осыпаться вниз и Neboltay обнаружил ещё одну дыру вправо.


Собсно вид изнутри, туда вполне можно полностью залезть полностью, но дальше ходов не видно, всё завалено, надо разгребать камни.
Потолок ОЧЕНЬ СТРЁМНЫЙ!!! Перспективы дальнейшего раскопа довольно мутные, т.к. завал может быть очень сильным, следов штрека не видно, скорее всего он погребён этим завалом.


На этом наши работы закончились.

Итак, если кого это заинтересовало и есть желание покопать дальше, предупреждаю: БУДТЕ КРАЙНЕ ОСТОРОЖНЫ!!! СКЛОН НЕСТАБИЛЕН С НЕГО ПОСТОЯННОСЫПЯТСЯ КАМНИ (МНЕ ОДИН НА ГОЛОВУ УПАЛ и ещё один руку повредил) Потолок крошится руками и может опуститься в любой момент! Его подпирает камень посередине (точнее не камень а кусок глины с камнями), который и образует 2 залаза - правый и левый.

новая инфа о каменоломне!

случайно обнаружил на одном форуме:
там не были, а вот в Партизанской в Тучково прошли непроходимый ранее завал в
боковом штреке (разумеется ползком , на брюхе и кверху ногами ) И ТАМ ТА-А -
АКОЕ !... ходов по предварительным оценкам ещё километров на 5-7 (под
кладбище и далее) и то ещё не успели всё обойти и картировать. Артефакты под
ногами валяются. Рельсы, инструмент. Галереи, переходы. Даже скелет нашли.
Правда помоему лошадиный (!?). Мышей летучих тьма. Только опасно там -
сыпется всё. Дружку ногу плитой отдавило центнера в полтора. Так что улыбок.
Сообщение от doctorMAI

И еще - на потолок в системе лучше не глядеть вовсе... И вообще - предлагаю ввести мораторий на инфу о расположении столь "плохой" системы...

Кстати, походу такой обвалоопасной система была ещё и во времена разработки, если обращали внимание на многоуровневые крепи, то это становится ясно.
Кстати, это очень интересные конструкции, которые идут метра на 1,5 - 2 выше основного потолка штрека.
Да, сыпалось там мощно еще во времена разработок. Что интересно, во многих местах весь обвалившийся объем (лишние 2-3 метра высоты) выбран подчистую. А заместо него как раз 5-метровые крепи.
Еще интереснее - кажется, единственные в Подмосковье крепи колодезного типа, а также комбинированные...
Все это связанно с взрывным методом разроботки системы, ну и камущек там хреноватый.
крепи колодезного типа
это называется костровая крепь
Случайно попал на ваш форум, и, сразуже, возник один вопрос, который беспокоит меня с самого детства. Так уж получилось, что бабушка с дедушкой у меня живут в поселке Тучково, посему большую часть детства я провел именно там. Так вот, доподлинно известно, что до войны добывали там известь или "белый камень"(как мне кажется, это одно и тоже.) Дед рассказывал, про сеть больших и глубоких катакомб, в которых во время войны прятались партизаны. Потом входы в них взорвали, но местные легенды гласят, что система ходов там очень обширная, протяженностью, может быть, даже в десятки километров. Сам лично видел подземные ходы в разрушенной церкви в Картино. Далеко ходить мы не решались, но ходы вели куда-то глубоко под землю, и, по легенде, выходили в старую каменоломню. Один из тонелей, как говорят, проходит под Москва-Рекой и выходит на другой берег. Церковь эта была разрушена во время Великой Отечественной, и ходы были совершенно открыты, вплоть до 2000-х годов. Сейчас церковь отрестоврировали, и попасть туда нельзя. Из оставшихся следов каменоломни есть выход, на берегу Москва-реки. Как раз около него есть огромный железный люк, непонятного назначения, о котором я видел упоминания на этом форуме. Так вот, очень интересно, бывал ли кто в этих местах, и что там на самом деле есть, а что легенды и выдумки местного населения? Если кто-нибудь был там, расскажите пожалуйста. Очень интересно всё это...
Опа! С Вики:
"Когда-то здесь был вход в прорытый подземный ход. По словам жителей, вести он должен до самой церкви, расположенной выше.
Изначально, по слухам, этот ход был прорыт для княгини, которая тайно посещала церковь, поднимаясь вверх по течению со стороны д.Поречье. Во время войны этот проход также использовался. Недалеко от него остались следы от моста, служившего для переправки танков через реку. На данный момент можно увидеть тросы и несколько кусков железобетона.
Сейчас вход в катакомбу засыпан, хотя лет 20 назад туда ещё можно было попасть."
И в комментах про церковь там же:
"Это не про неё говорили, что есть подземный ход на берег реки, а на берегу были огромные норы? Я когд тут когда то отдыхал в детстве слышал такую байку и надо сказать очень она меня занимала."

Так что, может он и вправду есть? ) Не проверял никто церковь?
Вот ещё фоток с Партизанки.


Яндекс.Метрика