photo of caverns
Подземный мир. Пещеры и каменоломни
вход в араповские пещеры

Араповские пещеры (Араповский подземный монастырь)

Система подземных ходов у деревни Тетяковка Новомосковского района Тульской Области.
Араповская пещера находится на территории Тульской области, совсем недалеко границы Московской и Рязанской областей. Система ходов имеет длину более 250 м, и вырыта в песчаном грунте склона реки Тетяковка (старое название Араповка). Пещера состоит из геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки. Многие ходы заканчиваются комнатами, а некоторые завалены и постепенно очищаются спелеологами любителями.
История пещеры довольно туманна.
Достоверно только известно, что в примерно 1840-х годах пещеру использовали для богослужений некие монахи, но официальная церковь идею подземного монастыря не поддержала и в результате входы в пещеру были уничтожены властями в 1856 году.
Существует также версия, что Араповская пещера - остатки оборонительного сооружения использовавшегося для защиты защиты города-крепости, находящегося на месте современного села Гремячее в 13-14 веках.

Араповские пещеры

Название
Араповские пещеры
Расположение
Россия, Тульская область, Новомосковский район
Координаты
N 54 04.845 E038 38.632, N 54 04.614 E038 38.768
Глубина/протяженность
Как добраться
Новомосковский р-н, д.Тетяковка (бывшая Араповка). Из Кимовска выезжаем на Р-114, едем до поворота на Берёзовку (направо). По этой дороге проезжаем через д.Берёзовка, едем, проезжаем через овраг. После подъёма перекрёсток у водонапорной башни. Влево – дорога в д.Тетяковка, мимо красного кирпичного строения. От дальнего края деревни до пещёр по полю вдоль реки 700/1100м. Но лучше проехать дальше поворота на Тетяковку, дорога заворачивает направо, и через 50м поворот налево на Б Стрельцы. Эта дорога идёт вдоль реки на расстоянии 1.5 км. Можно будет съехать с неё налево и по грунтовке через поле подъехать довольно близко к реке. Дальше нужно только переправиться на другой берег. Можно подобраться к пещере со стороны с.Гремячее, тогда нужно по Р-114 ехать до Мирного и направо через Гремячее.
Описание
Пещеры находятся на берегу реки Тетяковка (бывшая Араповка). Существует 2 пещеры: первая – «отшельническая келия», находится в 700м от деревни. Расположена в хорошо заметном выходе песчанника, представляет собой понор длиной 6м с ответвлением 2м направо от входа. Вход шириной 1м, высотой 1.5м. Справа от входа в песчаннике есть грот 2х2м.

Вторая пещера «монастырь», находится на расстоянии 450м от первой вниз по течению. Склон у входа обрушен. У основания склона расположен вход – дыра шириной 0.5м высотой 1м. Когда-то высокий, замыт и засыпан землёй. Через пару метров глина и земля заканчиваются, высота хода повышается. Пещера представляют собой систему геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки. Есть несколько «келий» 2х2м и «церковь» 2х6м с потолком 3м. Большинство ходов шириной 1м, высотой 2м. Центральный штрек заканчивается серией засыпаных лазов и обвальных залов.


Известные публикации:
  • А.ГРЕЧЕНКО, младший научный сотрудник филиала ГИАП; В.ПРОХОРОВ, Ю.ДОЛОТОВ, студенты филиала МХТИ. // ЕЩЕ РАЗ ОБ АРАПОВСКИХ ПЕЩЕРАХ. Новомосковская правда 05.01.1976
  • А.В.Лысенков. Араповский пещерный монастырь. С.66 // Вопросы Археологии и Истории верхнего Поочья. Калуга 1989.
  • О.Н.Заидов, А.Н.Филатова. Араповские пещеры - мифы и реальность. С. 198 // Спелестологический ежегодник РОСИ 2000. Москва. 2001.

Выдержки из публикаций:

Наиболее полно обоснована "культовая теория" возникновения пещер. Пещеры начали копать в 1849 году крестьяне Староказачьей слободы села Гремячее. Работу начал, набожный Яков Павлов, одержимый мыслью создать монастырь, подобный Киево-Печерской лавре. К нему присоединились другие крестьяне. На богослужение в пещеры приходило больше людей, чем во все церкви Гремячевского прихода. Церковные доходы падали. Началось расследование, предпринятое по приказу губернатора и Тульской духовной консистории. 12 марта 1856 года консистория приказала уничтожить пещеры, запретив их дальнейшую копку и хождение к ним народа. Формальным поводом послужило подозрение, в основание секты Хлыстов в пещерах. Но наличие икон, по свидетельству очевидцев 19 века, опровергает эту версию. По всей видимости, копание пещер продолжалось до конца 19 века.

Сейчас трудно судить об истинном размере пещер, потому что часть ходов обвалилась, а в других обнаружены значительные наносы песчаника, связанные с весенними половодьями. Во время анализа старинных планов удалось выяснить, что благодаря эрозии и подмыву берега ручьем привходовая часть пещер была уничтожена. Это хорошо заметно по вогнутой береговой линии в месте нахождения пещер.



Оригинальная статья

ЕЩЕ РАЗ ОБ АРАПОВСКИХ ПЕЩЕРАХ

     В нашей области внимание спелеологов-любителей привлекают Араповские пещеры и Веневские каменоломни.

     В Веневских каменоломнях добывали камень для строек Тулы, Венева, окрестных деревень и сел. Большинство церквей Тульской губернии было построено из этого камня. При беседе с жителем села Бяково Иваном Емельяновичем Савиновым выяснилось, что каменоломни принадлежали князю Черкасову. А во второй половине 19 века их купил граф П. П. Бенексин.

     В каменоломнях работали крестьяне. Добыча камня являлась семейной традицией. Девятилетним И. Е. Савинов стал помогать своему отцу (в 1912 году). Работы велись при слабом свете керосиновых коптилок.

     В настоящее время каменоломни представляют собой сильно разветвленную сеть ходов, местами обвалившихся. Здесь были найдены глиняные горшки и подковы. Точно установить время начала разработок не удалось, но по размерам натечных образований, которые являются результатом отложения солей из воды, его следует отнести на несколько столетий назад.

     Интересна история Араповских пещер. Они находятся рядом с деревней Араповка Новомосковского района, в основании обрыва из мягкого песчаника, на берегу речушки Араповки.

     Новомосковская секция спелеологов исследовала сеть ходов, которые отходят от центрального коридора влево и вправо, образуя лабиринт с многочисленными тупиками. Отдельные коридоры заканчиваются комнатами. В одной из них был разбит лагерь. Здесь размещались на ночлег до 15 человек.

     Пещеры представляют собой систему геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки.

    Возникает много споров в связи с появлением пещер. Одни считают, что пещеры служили жилищем людям каменного века, другие придают им оборонное значение с той поры, когда село Гремячее было крепостью на границе русского государства (в XV— XVI веках).

     Однако ни та, ни другая теории не могут быть правильными. На стенах пещеры четко видны следы от железных лопат, которыми люди каменного века не работали. А документов, подтверждающих использование пещер в военных целях, обнаружить не удалось.

     Наиболее полно обоснована “культовая теория” возникновения пещер. Ее подтверждают исследования сотрудника музея Л. П. Смирнова. Кроме того, в Тульском областном архиве И. М. Рудневым и А. А. Петуховым найдено “Дело об уничтожении пещер, вырытых близ деревни Тетяковки Веневского уезда казенными крестьянами для уединения богомолия”, начатое Тульской духовной консисторией 20 сентября 1855 года и оконченное 12 сентября 1856 года.

     Интересна статья А. И. Миловидова “Село Гремячее и гремячевская церковь до Петра Великого”, опубликованная в “Тульских епархиальных ведомостях” за 1894 год. Из этих документов следует, что пещеры начали копать в 1849 году крестьяне Староказачьей слободы села Гремячее.

     Работу начал, набожный Яков Павлов, одержимый мыслью создать монастырь, подобный Киево-Печерской лавре. К нему присоединились другие крестьяне. В это время становится популярной религиозная секта “хлыстов”. На богослужение в пещеры приходило больше людей, чем во все церкви Гремячевского прихода. Церковные доходы падали.

     Началось расследование, предпринятое по приказу губернатора и консистории. Скоро губернатор написал Тульскому епископу рапорт: “Веневский исправник вследствие отношения ко мне вашего преосвещенства от 20.X.1855 года № 7577 донес об осмотре им пещер, открытых в Веневском уезде...” 12 марта 1856 года консистория приказала уничтожить пещеры, запретив их дальнейшую копку и хождение к ним народа.

     Л. П. Смирнов считает, что в рапорте Иоана Гремячевского Тульскому епископу размеры пещер приуменьшены. Сейчас трудно судить об истинном их размере. Секцией спелеологов сделана топографическая съемка (на снимке) лишь небольшой части пещер, потому что часть ходов обвалилась, а в других обнаружены значительные наносы песчаника, связанные с весенними половодьями. Попытка расчистить отдельные завалы не удалась. Работа оказалась настолько трудоемкой, что без специального снаряжения это сделать сложно.

А. ГРЕЧЕНКО, младший научный сотрудник филиала ГИАП;
В. ПРОХОРОВ,
Ю. ДОЛОТОВ, студенты филиала МХТИ.

Новомосковская правда 5.01.1976 Оригинальная статья



Араповские пещеры находятся рядом с деревней Араповка Новомосковского района, в основании обрыва из мягкого песчаника, на берегу речушки Араповки. Сеть ходов отходят от центрального коридора влево и вправо, образуют лабиринт с многочисленными тупиками. Отдельные коридоры заканчиваются комнатами. Пещеры представляют собой систему геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки.
Возникает много споров в связи с появлением пещер. Одни считают, что пещеры служили жилищем людям каменного века, другие придают им оборонное значение с той поры, когда село Гремячее было крепостью на границе русского государства (в XV— XVI веках).
Однако ни та, ни другая теории не могут быть правильными. На стенах пещеры четко видны следы от железных лопат, которыми люди каменного века не работали. А документов, подтверждающих использование пещер в военных целях, обнаружить не удалось.
Ещё версия, что пещеры начали копать в 1849 году крестьяне Староказачьей слободы села Гремячее.
Работу начал, набожный Яков Павлов, одержимый мыслью создать монастырь, подобный Киево-Печерской лавре. К нему присоединились другие крестьяне. В это время становится популярной религиозная секта “хлыстов”. На богослужение в пещеры приходило больше людей, чем во все церкви Гремячевского прихода. Церковные доходы падали.
Началось расследование, предпринятое по приказу губернатора и консистории. Скоро губернатор написал Тульскому епископу рапорт: “Веневский исправник вследствие отношения ко мне вашего преосвещенства от 20.X.1855 года № 7577 донес об осмотре им пещер, открытых в Веневском уезде...” 12 марта 1856 года консистория приказала уничтожить пещеры, запретив их дальнейшую копку и хождение к ним народа. Формальным поводом послужило подозрение, в основание секты Хлыстов в пещерах. Но наличие икон, по свидетельству очевидцев 19 века, опровергает эту версию. По всей видимости, копание пещер продолжалось до конца 19 века.

Итак:
Зимним субботним утром выехали мы из нашей столицы по направлению М4. Местом сбора была заправка после МКАД. Сотрудник известной всем организации, увидев наш сбор не выдержал и не поленился перейти дорогу и узнать что же случилось. Подошел он со словами - "Вы, что кого то убили?"
Дело в том что наша компания оказалась изрядной по количеству людей и машин. Колонна состояла из 11 машин,
не трудно представить сколько было народу. Трасса была сухой, машин мало, да и погодка радовала солнышком. Настроение было отменным. о дороге к пещерам было решено заехать посмотреть полуразрушенную церковь Михаила Архангела, та которая славиться своим ангелом на крыше. Церковь
сохранилась довольно таки не плохо, отдельно стоит колокольня, колоколов ясный пень - нету. Внутри церкви, добрая душа
сделала аля полочка под иконы, стоят свечи, а в бутылках что-то маслообразное. Скорее кто-то следит, т.к. мусора и
следов гопников особо нет - что радует. За церковью кладбище, честно года не смотрела, но есть свежие памятники.
С другой стороны остатки склепа. Когда мы приехали - там соображали на троих, увидев нас - троица быстро исчезла. По
легенде во время войны в этом склепе была организована мини хлебопекарня(если я верно запомнила, что сказала Фрида). Колокольня стоит аккурат напротив церкви. Справа в основании колокольни есть проход, в котором остатки винтовой лестницы. Не могли не воспользоваться этим случаем и полезли на колокольню. Подниматься на ощупь оказалось проще,чем спускаться. Фонари остались мирно лежать в машинах ждать пещер.
С высоты открывается неплохой вид. С одной стороны безкрайние поля, а с другой местная деревушка. Не подалеку стоит
местная библиотека фоток оной к сожалению нет. Библиотека состоит из 4-х стеллажей книг.
После осмотра двинулись дальше. По дороге была остановка в местном магазине. Подъезжая к нему из раций доносилось -
УРА!!! ВОДКА!!!
И вот финишная прямая до пещер, по дороге одни беcкрайние поля, так же встретились охотники. По краям полей остатки засохших сорняков, на солнце они казались серебряными, т.к. были во льду. Перед полями оставили легковушку, т.к. движение дальше предстояло по полям, туда смело нырнули на джипах. Прощупав поля поехали резвее. Стоянку устроили на краю оврага. Пока некоторые пере jдевались и разгружались начались гонки по целине (сколько озимов местному колхозу мы попортили?). Далее прогулка была пешей, спускаясь и поднимаясь по оврагам дошли до речки. Половина речки застыла, вторая нет. Перебравшись на другой берег начали искать вход в эти пещеры. Наши труды вознаградились и вот мы уже у входа. Вход напоминает нору/берлогу. Влезть туда особых проблем нет. Уже внутри спокойно передвигались в полный рост. Даже те у кого рост под 2 метра. Вправо и влево расходятся коридоры. Некоторые заканчиваются тупиками, некоторые кельями. В стенах келий есть выступы и углубления. На стенах можно рассмотреть местных обитателей - это насекомые. Хотя в конце одного коридора нашлась и более крупная обитательница - летучая мышка. Были проходы, через которые проползали по-пластунски. Ни см в сторону, голову не поднимешь т.к. тут же упираешься в потолок. Немного страшновато было там застрять или оказаться заваленным. В местах обвала образовались купольные комнаты и выходы из них были завалены,так что приходилось выползать на пузе. В пещерах тепло, на улице минус. Выбравшись наружу мы наслаждались горячим чаем с батерами и делились впечатлениями. Далее предстоял пеший путь до машин по бескрайним полям, садилось солнце, нужно было еще найти место для пикника. Уже возле костра и мангалов мы весело обсуждали нашу поездку, наслаждались горячей едой и питьем на морозе. Не санкционировано начались танцы, так что замерзнуть мы не могли ну ни как. В сторону Москвы мы выдвинулись, когда на небе уже горели звезды и светил месяц.



Яндекс.Метрика