photo of caverns
Подземный мир. Пещеры и каменоломни
вход в араповские пещеры

Араповские пещеры (Араповский подземный монастырь)

Система подземных ходов у деревни Тетяковка Новомосковского района Тульской Области.
Араповская пещера находится на территории Тульской области, совсем недалеко границы Московской и Рязанской областей. Система ходов имеет длину более 250 м, и вырыта в песчаном грунте склона реки Тетяковка (старое название Араповка). Пещера состоит из геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки. Многие ходы заканчиваются комнатами, а некоторые завалены и постепенно очищаются спелеологами любителями.
История пещеры довольно туманна.
Достоверно только известно, что в примерно 1840-х годах пещеру использовали для богослужений некие монахи, но официальная церковь идею подземного монастыря не поддержала и в результате входы в пещеру были уничтожены властями в 1856 году.
Существует также версия, что Араповская пещера - остатки оборонительного сооружения использовавшегося для защиты защиты города-крепости, находящегося на месте современного села Гремячее в 13-14 веках.

Статьи, отчеты, ссылки

Араповские пещеры (Тульская обл., 3-я поездка)
Араповские пещеры (Араповские подземные молельни) 3 – 5 декабря 2010 года



Тайны Араповских пещер

26/12/2007

Корреспонденты "Слободы" спустились в подземный монастырь у села Араповка Новомосковского района.

Пролезая в узкую нору, вспоминаешь, что есть такая болезнь - клаустрофобия.

К подземному храму, построенному в 50-х годах позапрошлого века, нам пришлось проделать немалый путь. Сначала на машине, потом полтора километра пешком по полю. Вход в подземелье - прямо за быстрым ручьем, когда-то бывшим полноводной рекой Тетяковкой.
Полтора века назад местные крестьяне, которым не давала покоя слава Киево-Печерской лавры, вырыли эти пещеры, сделав не то что подземную церковь, а целый монастырь.
...Лаз под землю - всего полтора метра шириной. Но в пещере можно встать в полный рост. Спелеолог Олег Заидов, с середины 80-х изучающий Араповские пещеры, расставил в стенных нишах свечи - ждал нас.
От центрального коридора в стороны отходят узкие рукотворные тоннели. Везде - "наскальная живопись" наших современников: судя по надписям, в подземелье побывали туристы из Новомосковска, Кимовска и даже некий Витек из Мурманска.

В ширину тоннели не больше метра, но стоять в них можно в полный рост. Спелеолог Олег ЗАИДОВ: "Сейчас мы на глубине 20 метров!"


- Здесь круглый год одинаковая температура, - рассказывает наш гид, - всего +8. Поэтому сейчас здесь довольно тепло, а вот летом, мягко говоря, прохладно.
:Через каждые пару метров в стенах пещеры видны небольшие ниши. Это для свечей и икон. Еще поворот, и мы в большой комнате с очень высоким потолком.
- Здесь была основная подземная церковь, - говорит Олег. - Тут располагался алтарь. У дальней стены - престол. За годы его изрядноизуродовали...
И правда, "умельцы" даже высекли здесь очертания Нефертити и Тутанхамона:
Петляя за спелеологом по тоннелям (монастырь протянулся на десятки метров!), мы увидели с десяток келий, где когда-то, стоя на коленях у икон, молились верующие. В одной из "комнат" мы нашли почти целиком уцелевший каменный алтарь.
Некоторые коридоры заканчивались тупиками - заваленными выходами. В один такой сужающийся коридор Олег нас не пустил:
- Это обвалоопасный участок подземелья. Лучше туда не соваться.
И тут спелеолог огорошил нас заявлением, что над нами - 20 метров земли.
По словам Олега, монастырь был пригоден для постоянного нахождения под землей. В нем была продумана система циркуляции воздуха, стояли деревянные двери. В одной из глубоких ниш Олег сказал, что прямо под нами колодец. Когда-то он использовался для хранения продуктов.
...Мы получили кучу впечатлений в Араповских пещерах. Но приятнее всего было выйти на долгожданную поверхность земли живыми и невредимыми!

1 - вход в пещеру, 2 -заваленные входы, 3 - молельни, 4 - кельи,
5 - круглый коридор для крестного хода, 6 - обвалившиеся проходы.


ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Монастырь рыли сектанты?
В 1849 году набожный крестьянин Яков Павлов решил вырыть храм, который стал бы таким же известным, как Киево-Печерская лавра. Место - гора у дер. Араповки, близ села Гремячее Новомосковского района - очень подошло. Яков с двумя сподвижниками трудился каждую ночь. Вскоре к ним присоединились и другие крестьяне. Пещеры стали настолько популярны, что по воскресеньям в них стало собираться больше народа, чем в обычных храмах. Спустя 6 лет гремячевский священник узнал о подземном монастыре и доложил Тульскому архиепископу. 12 марта 1856 года входы в пещеры засыпали.
Почему же люди начали рыть пещеры? Есть две версии. Говорили, что крестьяне перестали верить официальной церкви, потому что местные батюшки пили. Либо Яков просто был авторитетом среди крестьян, поэтому его идея построить свой храм нашла одобрение. А может, Яков организовал секту, поэтому его монастырь приказали уничтожить?

Дорогие читатели! А вы бывали в таинственных местах Тульской губернии? Знаете интересные истории о них? Звоните 35-48-14. Ваших звонков ждет корреспондент Анна АФАНАСЬЕВА.

Анна АФАНАСЬЕВА,
фото Андрея ВАРЕНКОВА.


Тульских отшельников обвинили в распутстве

22/06/2011

Вход в Араповский подземный храм, что под Новомосковском, 150 лет назад велено было замуровать, а монахов – арестовать.


Тулячке Дарье Дремизовой хотелось еще полазить по подземелью: там столько всего загадочного...

Андрей Дремизов, фото автора.

Операция «Тетяковка»

Вы пробовали выкопать… храм? Монах Яков Павлов выкопал! Было это более 150 лет назад... Посмотреть на руко­творный храм меня пригласил тульский краевед-спелеолог Леонид Дородных. Он просто позвонил и предложил мне своеобразную экскурсию: «Ты когда-нибудь подземный храм видел? Поедем, покажу!»

В назначенное время я подошел вместе со своей дочерью (напросилась, ей же не откажешь) к месту встречи. По Леониду можно часы сверять: ровно в 8.00 он подъехал и объявил план «операции»:

– Сейчас едем до Узловой, там пересядем на «чебурашку» и уже на нем доберемся до Тетяковки!

«Чебурашкой» оказался японский полноприводный микроавтобус – машину так прозвали за объемные зеркала заднего вида.


Леонид Дородных инструктирует нас перед походом в пещеру: «Над нами будет около 20 метров земли, так что осторожно!»

Проехав Новомосковск, мы свернули с рязанской дороги на Гремячее, затем от деревни Березовка повернули направо и, проехав через поле, остановились у ручья. «Не обманывайтесь, это настоящая река Тетяковка, здесь водятся караси, щуки и даже бобры!» – просвещает нас Леонид, балансируя на скользком помосте из бревен... После переправы мы подходим к узкому лазу высотой около метра: здравствуй, храм!

«Ух ты блин!»

Это первая фраза, которая невольно вырывается у того, кто прополз несколько метров на карачках и оказался в подземелье – да, оно действительно похоже на храм!


«Ничего, Костя, это нормально, – я тоже сперва обомлел!» На снимке туляки Леонид Дородных (слева) и Константин Соколов.

– Этот вход – остаток обвалившегося коридора (тут постоянные обвалы: песчаник), а главный вход разрушен еще 150 лет назад специальным нарядом полиции, – рассказывает Леонид.

– Известно, что когда храм действовал (середина XIX в.), коридоры, кельи и молельни были с деревянными дверями. Кстати, общая протяженность ходов – около 250 метров! Здесь довольно комфортно: в пещерах температура всегда 14-16 градусов независимо от сезона и времени суток.

Храм имеет несколько небольших помещений (молельни), соединенных коридорами, – они петляют, то уходя в сторону, то ныряя вниз еще на несколько метров. Одному здесь будет жутко. Мы и впятером идем, держась за веревку, – только так можно не заблудиться в этой прохладной темноте…


1 – вход в пещеру, 2 –заваленные входы, 3 – молельни, 4 – кельи, 5 – круглый коридор для крестного хода, 6 – обвалившиеся проходы.

В стенах молелен есть ниши –  определенно места под иконы. Странно: по официальной версии местных монахов объявили сектантами-«хлыстами», а эти самые «хлысты» не признавали икон! Тот, кто вырыл этот храм, Яков Павлов, в самом храме не жил. Если выйти из пещер и пройти вдоль склона 450 метров, то в скалах, сразу за родником, откроется еще одно небольшое помещение – келья самого отшельника: место под топчан для сна и угол для молитв – верх аскетизма!

С Якова – на всякого

Кому помешали мирные монахи? Зачем было присылать полицию и саперов, чтобы взорвать Араповский (деревня в ту пору называлась Араповка) храм?! Ответы на все вопросы знает новомосковский археолог Олег Заидов – он исследовал пещеры вдоль и поперек и даже написал про них книгу.


Так проходили молитвы отшельников в подземелье...

Олег Заидов, археолог:

– «Араповские» монахи были обычными христианами, просто они мешали «официальной» церкви получать доходы, вот их и объявили «хлыстами»! Пещеры начал копать в 1849 году странствующий монах Яков Павлов, а к нему присоединились крестьяне Староказачьей слободы – это территория села Гремячее, где в ту пору проживало 12000 прихожан. К этой слободе относилась и деревня Араповка с населением в 5000 человек (сейчас там живет одна пожилая пара), – старожилы рассказывали, что их прадеды возили народ на богослужение в пещеры целыми обозами! Естественно, что церковные доходы постепенно стали падать, духовная консистория потребовала расследования, и губернатор пошел им навстречу: на монахов написали донос, объявив их сектантами-«хлыстами» (это тогда преследовалось законом), и 12 марта 1856 года к Араповским пещерам прибыл специальный наряд полиции, который подорвал храм, предварительно арестовав тех, кто там находился! Так набожный Яков Павлов, который хотел создать на нашей земле монастырь, подобный Киево-Печерской лавре, был объявлен «сектантом», как и все, кто приходил в его храм...

Наша справка

Дети подземелья

Вокруг Араповских пещер много версий и слухов. Предполагали, что это тайный ход из крепости Гремячего, отрытый еще в XV–XVI веках. Однако в Гремячем следов хода не нашли, да и предназначение пещер не оставляет сомнений: здесь был именно храм! Рыли его вручную Яков Павлов и крестьяне Василий Никитин и Иван Кобзев. Зачем был нужен храм? Ближайшая церковь находилась в шести верстах от Араповки. Но дело не только в расстоянии. Построить настоящий храм – дорого. Например, деревянный храм Святого Николая (ближайший к Араповке) обошелся в 4000 рублей плюс 200 четвертей (1600 кг) ржи, 400 четвертей овса, 36 четвертей конопляного семени, 5 четвертей гречневых круп и 50 пудов пеньки (это данные духовного писателя Павла Малицкого, 1851-1919 гг.)!

Кто такие «хлысты»?


Самый знаменитый сектант-«хлыст» – Григорий Распутин.

«Хлысты» – «духовные христиане». Секты «хлыстов» возникли во второй половине XVIII в. Они выдвигали  идеи,  присущие  реформационным  движениям:  отрицание церкви и всего института духовной иерархии, основных христианско-православных догматов, проповедовавшихся православной церковью. Начали духовные христиане с уничтожения икон,  видя  в  них дело  рук человеческих, потом  перестали  посещать  церкви. Один из обрядов секты заключался в том, что во время  радения  сектанты  хлестали себя хлыстами... Христововерие дробилось на различные толки:  постники, «Старый Израиль», «Новый Израиль», «малеванцы» – эти как раз и устраивали оргии вместо богослужений. По одной из версий, Григорий Распутин был «хлыстом» малеванского толка…


Араповская культовая пещера (Тульская область)

20:13

  Араповские пещеры находятся в 1,5 км к юго-востоку от д. Араповка Новомосковского района Тульской области в левом берегу р. Тетяковка. Этот типичный рукотворный культовый пещерный комплекс, как известно из архивных источников, был заложен в толщах песчаника в 1849г. По некоторым данным, появление здесь пещер связано с деятельностью местной секты хлыстов. Так это или нет  - неизвестно, но представитель местного духовенства  (священник села Гремячее), узнавший о пещерах в 1855г., составил жалобу, результатом которой, стали проверки со стороны уездной управы. Как выяснилось, пещеры были выкопаны казенными крестьянами Староказачьей слободы Яковом Павловым, Василием Никитиным и Иваном Кобзевым. Яков, путешествовавший по разным святым местам, решил у себя на родине принять подвиг пещерокопательства и создать монастырь подобный Киево-Печерскому. Однако его планам не суждено было сбыться. После разбирательства местная управа, подталкиваемая духовенством, приняла решение уничтожить пещеры. Входы под землю были засыпаны.





Рукотворные галереи


В одной из келий


Зал-молельня (песчаный гробик - новодельный)

  В советское время было выдвинуто огромное количество бредовых гипотез об образовании Араповских пещер – кто-то относил их к скифскому времени, кто-то к каменному веку, некоторые «специалисты» приписывали пещерам карстовое происхождение и т.п.
  Ныне комплекс представлен системой галерей высотой до 2м и шириной в среднем 0,8-1,2м, несколькими кельями и залом, являвшимся, скорее всего, молельней. В конце центрального хода имеется расширение, образованное обрушением кровли. Некоторые ходы замыты (расчисткой замытых галерей с 1986г занимается В.В.Лысенков). При сравнении плана 1855г. и современной схемы, можно обратить внимание на отсутствие целого ряда помещений в западной части. По мнению некоторых исследователей, часть берега была размыта – «срезана» рекою. Однако эта теория вызывает некоторые сомнения.


План 1855г.


Схема современного состояния

  Современное состояние пещер – удручающее. Стены в копоти, исписаны, в ходах мусор, в кельях – использованные презервативы (поражает то, что отдельным особям, для того что бы нагадить, нужно забраться так далеко и глубоко).
  К северо-западу от пещеры, так же в левом берегу реки имеется еще одна рукотворная полость. Она представляет собой два хода, расходящиеся под углом 130 град. на глубину до 5м. Ширина хода 1,5-2м и более, высота 1-1,4м. Назначение пещеры не ясно.


Летучие мыши


Пещера к северо-западу от Араповской


Материалы: сб."Ежегодник РОСИ" №2.
Фото: Гунько А.А. На фото: Янаки А., Леонтьев М., Долотов Ю.

 


Яндекс.Метрика