photo of caverns
Подземный мир. Пещеры и каменоломни
скалы возле Лисьих Нор

Бяковские каменоломни

Вход в Бяковские подземные каменоломни, они же "система Бяки" слева, на небольшой террасе посереди склона у северо-западной окраины деревни Бяково.
Заброска из Метростроевского (1 км) или от платформы "168-й км" жд ветки Ожерелье - Узловая (от 20 минут пешком)

За низким грязноватым лазом начинается самая протяженная подземная система Подмосковья. Суммарная протяженность ходов не менее 47 км, диаметр системы - немного меньше километра. Состоит из многих районов различного возраста, различной топологии и различной степени обваленности. В нескольких местах штреками вскрыты естественные трещины известнякового массива, достигающие одного-двух метров в ширину, 10 метров в высоту и прослеженные на многие десятки метров в длину. Имеется также обширное подземное озеро - или даже море, поскольку мало кто может рассказать о его дальнем береге.
В бяковских каменоломнях в юности бывали многие достойные люди, многие бывают и нынче. Самостоятельное изучение системы возможно, но опасно и непродуктивно по причине ее огромных размеров.

Как туда доехать.



Павелецкого вокзала две электрички: на Ожерелье и на Узуново. Ехать до Ожерелья (2ч.20м.) Там пересадка на местный поезд Ожерелье-Узловая. Ехать до станции "168 км". Он ходит всего четыре раза в сутки туда и четыре раза обратно. Время в пути 1ч.20м.

Далее пешком (30-40 минут). По правую руку по ходу поезда войти в деревню Хрусловка и идти по центральной дороге по примерному азимуту Аз280. Выйти из деревни и идти метров 700 по направлению к пос. Метростроевский. Не доходя до него свернуть наискосок влево на красные кирпичные строения. Метров через триста, сразу за ними повернуть влево (Аз210) и идти по поселку на две трубы котельной. Дойдя до них, свернуть влево и через четыре дома поселок кончится. Спуститься к реке и идти влево, по этому же берегу метров 300, пока не увидите деревянный мостик. От этого моста отсчитать еще сто метров вдоль берега и на склоне берега, метрах в 30 от воды будет вход в систему.

Еще один ориентир - прямо напротив входа на берегу реки подстанция ЛЭП. А на этом берегу что-то вроде небольших отвалов. Описанный путь не самый короткий, но с надежными ориентирами. Можно от Хрусловки идти и напрямик. Но не зимой и не в первую поездку.

Магазины. Есть два в Хрусловке. Один на главной улице (работает нерегулярно). И второй - без вывесок, в частном доме. Первый асфальтовый съезд направо с главной улицы, если идти к Бякам. Второй дом по правой стороне (деревянный). Там спросить у местных.

Поезд на Узловую ходит 4 раза (8-34(кроме сб. и вс.), 9-20(сб,вс), 13-35, 17-38, 21-00) (данные на дек.2003), поэтому привожу только те электрички, которые стыкуются по времени.

Москва-Ожерелье и Москва-Узуново (на дек. 2003).
5-24 (прибытие в 7-50) -- пересадка на 8-34;
или 6-24 (сб,вс), прибытие 8-39 -- пересадка на 8-34(кукушка
всегда ждет даже опаздывающие поезда из Москвы);
10-34 (прибытие в 12-53) -- пересадка на 13-35;
14-51 (прибытие в 17-01) -- пересадка на 17-38;
19-00 (!!! кроме сб.!!!), прибытие в 20-33 -- пересадка на 21-00.

Стоимость проезда (дек. 2003) 60 р. Можно ехать от м.Нагатинская (ст.Нижние Котлы). Чуть дешевле, но стоишь пол-дороги. Контроль может быть на любом участке. Можно откупиться десяткой или двадцаткой.

Ожерелье - Узловая. Поезд-кукушка. Или, как его здесь называют, "подкидыш". Поезд с тетками. Проверяют/обилечивают сразу, всегда начиная с первого вагона (всего вагонов четыре). Публика ездит та еще. Курят, все пьяные, изредка бывают проблемы. Большинство ездит задаром.

Спелеологов знают и как правило не обилечивают, особенно на обратном пути. В крайнем случае можно оплатить три зоны (16р.). Взять билет до "142 км." Если поехать из Москвы в пятницу на электричке 19-00, то где-то в 23-30 будете уже на журнале.
Обратный поезд от "168-го км." имеет лишь примерное расписание. Утренние что-то около 6-50 и 9-50?. И два поезда вечером: в 15-50 и 18-50.(это для сб. и вс.) В будни расписание другое (?).

С последнего подкидыша попадаешь на поезд 20-25 и в 22-45 уже стоишь на Павелецком вокзале.


Карта схема Бяк

Карта неизвестно кем нарисованая, скачана из инета. Немного кривовата, но общее представление о пути-дороге даёт.

Вход в Бяковские подземные каменоломни, они же "система Бяки"

слева, на небольшой террасе посереди склона у северо-западной окраины деревни Бяково, очень приблизительно lat=54.3970 lon=38.1990
Заброска из Метростроевского (1 км) или от платформы "168-й км" жд ветки Ожерелье - Узловая (от 20 минут пешком)

За низким грязноватым лазом начинается самая протяженная подземная система Подмосковья.

Деревня Бяково

Деревня в одну улицу, фактически окраина Метростроевского. Осетр здесь такой же мелкий, как и в Метростроевском, и через него имеется пешеходный мостик из нескольких бревен.
Бяково находится в крутой излучине Осетра. Находясь наверху, трудно представить, что под землей она пронизана выработками от берега до берега. Однако это - факт. Прямо под деревней находятся Бяковские каменоломни (предыдущая статья) - их обширная привходовая часть и район "Красные Собаки"; район "Белой Галереи" выходит за околицу деревни и вплотную приближается к берегу Осетра уже ниже излучины. Вверх от излучины плотный лабиринт ходов и залов тянется параллельно Осетру под полями-огородами, а на следующем изгибе реки несколько отклоняется от нее вглубь массива, так, что район "Штаны" заходит уже под поселок Метростроевский. Очень похоже, что знаменитое подземное озеро и популярная стоянка "Елочка" находятся примерно под домом поселковой администрации, а дальний северо-восточный угол системы - рядом с конечной остановкой венёвского автобуса. Вполне возможно, что и остальная часть Метростроевского и Гурьево стоят на катакомбах, пока что не присоединенных к основной системе. В этой связи особенно радует хорошая сохранность бяковских подземелий - хотя внизу встречаются обширные обвальные залы и большие массивы просачиваюшейся глины, на поверхности не заметно сколько-нибудь крупных воронок.



Как добраться до пещер?
Едем в Веневский район!
Автобус до Венева отходит от автостанции в Заречье каждые 15-20 минут с 6.35 утра до 21.05.
Маршрут № 168, цена проезда: от 32 руб. 80 коп. Спустя часа полтора мы на автостанции в Веневе. Дальше добираетесь на местном автобусе №162 до поселка Метростроевский, который ходит каждый час с 6.25 утра до 17.20.
Автобус идет 25 минут и стоит 5 руб. 50 коп. От поселка до пещер придется пройти еще около трехсот метров. Какую тропинку выбрать подскажут местные жители.
Короче собрался народ в Бяки (Гурьевские каменоломни Тульской области). Я прочитал на ГБ АВП что так, то, так, то - народ едет в интересный поход под землю. Ну решил поехать. Связался с Артёмом из Балашихи, и мы договорились когда и во сколько поедем. Так-же я зарегестрировался на сайте pvd.tor4ok.ru (сайт гурьевских каменоломен), и начал собирать рюкзак... ...вот что я взял в эту поездку (рекомендации): Рюкзак (лучше транс); пенка, спальник (экстрим не ниже 5 градусов!); фонарик (желательно несколько, один налобный, один ручной, и один запасной, также запасные батарейки); ненужная но тёплая одежда (подштаники, штаны, куртка, свитер); удобные ботинки (в неудобных очень сложно лазить по многочисленным валунам в системе!); шапка; если есть, то можно взять газ.горелку; еда; etc...
Стрелку назначили в пятницу 04 ноя 2005 в 10-00 на Павелецком вокзале. Пришло 9 человек (двое на Коломенской отделились от нас). Итак мы велеколепной семеркой доехали до Ожерелья. Там мы пересели на дизель. Дизель - это электричка старого вида работающая на дизельном топливе, тобишь на соляре. В ней мы благополучно доехали до ст.168км. Выйдя из собаки мы увидели как красиво вокруг! Посмотрев по карте как идти, мы оврагами пошли до п.Метростроевский. Далее мимо д.Бяки мы пришли к месту входа в пещеру... Рядом с дырой стоял столб с надписью "Остановка первого вагона - БЯКИ", и "168км". Ну мы естественно пофоткались, и стали потихоньку передеваться в тёплое и неочень нужное одеяние.
Включив фонари (кто налобные, кто простые) мы полезли в пещеру. Вот здесь то мы поняли, что нужно было брать пустые мешки от сахара, и в них засовывать рюкзаки. Но мы об этом не знали и понесли их так.
Дойдя до чайника, записались в журнале, типа: "Забросились Автостопщики такой-то, такой-то, такой-то, такой-то, 04ноя2005 18-00". Надо было искать ночлег. И мы его нашли! Остановились мы в гроте Л.И.Брежнева. Классный гротик с каменным столом и каменными стульями! Ночлег здесь можно осуществить для 6-8 чел. Удобно устроившись и поев, мы пошли гулять. Шли так: пройдём метров 50, и возвращаемся назад, потом обратно и идём дальше, etc. Для возврата ориентировлись в основном по меткам на стенах пещеры: в основном по знакам "Т" где верхняя палочка означает направление выхода. Тем более много человек лучше запоминает путь чем один-два чела! Поблуждав по пещерам мы возвратились в лагерь. Кстати в пещере нулевая видимость, т.е. 100% темнота, и тишина. Также в пещере происходят чудеса с временем! То оно тянется почти вечность, то тебе кажется что прошло 5 минут, а прошёл целый час! В такой обстановке забываешь об всех проблемах насущных и просто отдыхаешь! Вечером нашу тусу посетил Бяка (Серёга, Чайник), РЕДО, Лера, Наташа. Редо (типа считает себя главным в пещере, вы его можете узнать по красному комбезу и карбидке (лучевой горелке на голове) и красному трансу) принёс спирт который в нас пошёл очень даже легко (кстати спирт в случаях низкой температуры только на пользу!) Немного посидев мы улеглись спать.
На следующий день к нам присоединился Альгерд (Беларусь), все вместе мы ещё долго бродили по системе. Дошли до Глюкало, до Водокапа, до Лев.Штанины (дорога к озеру), до Опохмелова, до Глин.Музея, до ГротаБоцмана, и до много-много чего ещё! Почти до всего этого нас проводили Лера и Наташа. Они уже много лет тусуются по системе (опытные спелеологи). На ночь мы легли около часа ночи (там всегда ночь )))
Ещё бывает в системе встречаются пещерные люди. Нужно с ними поздороваться, даже если вы видите этих людей в первый раз. В основном эти люди здесь очень много тусуются, и вы можете спросить их как идти туда куда вам нужно! В системе люди чаще всего тусуются осенью-зимой-весной. Летом мало тусуют, т.к. там +6 а на улице +25. Много опытных спелеологов (типа Ежа), ходят по системе (пещере) с детьми и жёнами.
Утром 6ноября мы записавшись о выброске в журнале, вылезли из пещеры. Какая хорошая и тёплая погока стояла там! ЛЕЕЕЕЕПОТА! Отмывшись и попращавщись с Альгердом, мы почапали к Венёву с попутным заходом в источник купания. Пройдя по месной железке мы дошли до Коломенского и сделав громадный крюк пришли к Св.Источнику. Попив и искупавшись в леденой воде мы пошли в Венёв. Уже устав идти по трассе, мы решили дальше ехать стопом. Но машины почему-то не охотно хотели нас везти (может мы грязные были %)))). Останавливались таксисты, но драйверов не было. Нас осталось четверо: Тёма (Балашиха), я (kas), Автостопщик (Дзержинск), Лу (Слава). Мы разбились на пары. Я с Тёмой а Автостопщик с Лу. Мы застопив машину первыми доехали до Венёва и сразу же пошли в супермаркет - есть. Затем стопом приехала вторая пара. Также поев, мы сели в дизель и уже мы поехали в Москву...ю.ю.ю.ю.ю.ю!
kas


Схема проезда до Гурьевской каменоломни

Координаты: 54°23'59"N, 38°12'1"E


Просмотреть увеличенную карту

Расписание пригородных электричек

МОСКВА → ОЖЕРЕЛЬЕ

ОЖЕРЕЛЬЕ → МОСКВА

ОЖЕРЕЛЬЕ → 168км

168км → ОЖЕРЕЛЬЕ




Яндекс.Метрика