Подземный мир. Пещеры и каменоломни
Старицкие каменоломни

Нижнетолпинская-1 (Ледяная) пещера в окрестностях Толпина

Пещера Ледяная - самая доступная, самая высокая (в рост можно ходить почти везде) и самая красивая в зимнее время пещера.
Одна из многих, являющихся частью системы Старицких пещер, за несколько веков преображенных в каменоломни для добычи известняка, и заброшенные, а затем и взорванные в 30-е годы 20-го века.
По рассказам встреченных любителей пещер, в отдельные годы ледяные сталагмиты вырастают в человеческих рост, не редки и сталактиты.
Бывает везет чуть меньше: сталактитов очень мало, самые высокие ледяные сталагмиты примерно до метровой высоты.

Как добраться

Ледяная пещера. Старицкий район, Тверская область, Россия. город Старица. Места на карте с комментариями.

Карта: сетка километровая.

Проезд:
Из Старицы по правому берегу Волги в сторону Твери до левого поворота на Чукавино (есть указатель), затем до самого Чукавина. В деревне ориентиром может служить церковь, хотя направление и так понятно - надо ехать по возможности прямо, ближе к реке. Почти что прямо и получается, только с небольшим зигзагом налево-направо. Перед шлагбаумом не то базы отдыха, не то бывшего пионерлагеря можно оставить машину, дальше - пешком вниз к Волге. Пещеры расположены немного выше по реке, тропинки обычно натоптаны. Можно сразу выйти на лед, а можно пройти еще немного берегом вверх по реке (налево по ходу), где катаются на собачих упряжках, и перейти Волгу почти напротив устья оврага, по которому впадает в реку Толпинский ручей.

После оттепелей под снегом поверх льда может быть вода, будьте внимательны. И - осторожнее в устойчивую теплую погоду и весной, лед может быть ненадежен!

Толпинский овраг - первый (если двигаться вверх по реке), прорезающий крутой противоположный берег. Вход в пещеру расположен на левом (по течению ручья, правом, если смотреть с реки) склоне оврага. Ручей выпилил в известняках красивые скальные стенки, тропинка идет высоко над ручьем и приводит ко входу в пещеру (собственно, входов даже несколько, к самому комфортабельному идет самая натоптанная тропа).

Что касается проезда до Старицы, то едущим из Москвы можно рекомендовать самую короткую дорогу через Волоколамск, Лотошино, Афанасово и Степурино. Дорога имеет гравийный участок на границе областей. Зимой это не столь большой недостаток, однако дорогу почти не чистят, и после сильных снегопадов проходимость этого участка для недопривода может оказаться под вопросом. Тогда надежнее объехать через Зубцов.

Вход
Вход расположен в овраге 5-метровой высоты на берегу Волги в районе Чукавино и Толпино (на стороне Толпино)
Можно ехать до Чукавино а от туда пешком через Волгу, но не понятно какой будет лед.
Или ехать через Старицу-Пентурово-Толпино, от Толпино около километра до пещеры

N 56 35,7784
E 034 58,4239

Нашла координаты: Ледяная красавица N 56° 34.871' E 34° 59.795' Пещера Барсучья Нора N 56° 26.802' E 34° 54.912'

GPS координаты пещеры N 56° 34.871' E 34° 59.795' и внизу страницы по геотаггингу