photo of caverns
Подземный мир. Пещеры и каменоломни

Мостищенский лабиринт

Мостищенский лабиринт
Статья из книги Арсена Тиграновича Синюка и Анатолия Захаровича Винникова "По дорогам минувших столетий"

 

В изучении идеологии и общественного устройства древних донских племен неожиданные результаты за последние годы принесли раскопки у хутора Мастище в Острогожском районе.Мостищенский лабиринтЕсли подняться на средний из трех высоких меловых мысов, полукругом нависших над хутором, и повернуться к нему лицом, то взору откроется редкая по своей географической завязке панорама - долина, образованная слиянием пойм сразу трех рек: Потудани, Девицы и Дона. Отсюда в ясную погоду можно наблюдать открытые к северу пространства на десятки километров! Почти столь же широк обзор местности в западную и восточную стороны. Место удивительное, позволявшее контролировать большую округу с прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями, а также с водными путями во всех направлениях.Нe могли не оценить такое место и наши далекие предки. Ярким доказательством этому служат остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. А не обнаружатся ли здесь признаки обитания людей в более древний период? Именно с такой целью были предприняты раскопки на центральном (Мастище 1) и северо-западном (Мастище 2) мысах. И наши ожидания оправдались. На первом из памятников наряду с обычными для скифского времени находками стали попадаться обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры (как мы уже знаем, в определенной степени синхронных). Сразу же привлекли к себе внимание меловые камни, которыми оказался насыщен культурный слой. Дело в том, что на поселениях ни эпохи бронзы, ни скифского времени на Среднем Дону строительный камень до сих пор не встречался.Раскопки стали осторожнее: каждый камень необходимо было сохранить на месте. И вот наконец верхняя площадка мыса освобождена от почвенных наслоений, а на фоне материка рельефно выступили развалины каменных кладок! Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке.И все-таки неопровержимый аргумент в пользу древнего возраста конструкции удалось получить. Раскопками на соседнем мысу тоже были обнаружены остатки каменных кладок (правда, не кольцевых, как на Мастище 1, а прямоугольных). Им сопутствовали обломки иванобугорских и катакомбных сосудов, и: ни одного черенка более позднего времени!Сейчас в нашем распоряжении есть факты, позволяющие связывать остатки каменных конструкций обоих памятников с иванобугорскнм населением (рубеж III-II тысячелетий до н. э. и несколько позднее).Поскольку раскопки завершены совсем недавно и впереди большая работа по осмыслению их результатов, мы лишь в самых общих чертах представим конструкцию поселения Мастища 1 (рис. 40). Она включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад - восток достигает 40 метров. Ещё раз оговоримся, что до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно более сложным и системным. Но и то, что сохранилось до наших дней, не оставляет сомнений: это остатки <мегалитического> сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем, лабиринтом.В научном мире широко известны мегалитические сооружения - грандиозные памятники прошлого, рассеянные по европейскому побережью Атлантического океана и Средиземного моря. Мегалиты - это крупные вырубленные камни весом в несколько тонн. Они нередко ставились на торец или окапывались в виде многометровых столбов, а сверху скреплялись наложением таких же блоков. Мегалиты использовались при возведении конструкций самых разнообразных форм, включая и кольцевидные в виде эллипсов. Для этих же целей применялись камни и значительно меньших размеров. Возраст сооружений - от четырех тысяч лет и более, а некоторые возведены задолго до появления пирамид Египта!Особое внимании ученых привлекают на протяжении многих лет каменные кольца Стоунхэнджа в Южной Англии. Об этом памятнике написано немало книг, но изучение его конструкции и скрытого о ней смысла продолжается и по сей день. Ученым удалось установить, что подобные памятники в большинстве своем использовались в качестве гробниц, но имеют и символическое значение: здесь происходили отправления всевозможных религиозных обрядов, собрания широко разбросанных общин из прилегающих областей. Наконец, Стоунхэндж оказался не только святилищем для ритуальных церемоний, но и огромной астрономической обсерваторией, которая, возможно, позволяла предсказывать солнечные и лунные затмения!Читатели вправе спросить, а что общего между Стоунхэнджем и весьма скромными по размерам Мастищенскими кладками?Действительно, внешнее сравнение не в пользу последних. Но если не учитывать размеры и архитектурные приемы, а обратить внимание на смысловое назначение донского сооружения, не увидим ли мы сходные признаки? Ведь Мастищенский лабиринт тоже не является производственной постройкой или жилищем. В лабиринте найдены лишь единичные экземпляры сосудов и костных остатков и никаких следов производства орудий и бытовой утвари, ни остатков жилищ, ни хозяйственных ям. Это на раскопанной площади памятника более чем в 2000 квадратных метров! Памятник, строго говоря, не являлся местом жительства древних людей, то есть поселением. Находки же сосудов, а также костей животных и рыб вполне соответствуют местам ритуальных церемоний. Сооружения в виде каменных лабиринтов известны как на побережье Белого моря нашей страны, так и в ряде северных европейских стран (Финляндия, Швеция, Дании и др.). Некоторые из них, отличаясь от донского меньшими размерами, приемами кладки камней ц отдельными конструктивными деталями, сходны наличием концентрических кругов. Но, как установлено, северные лабиринты отражают те же идеи, какие побуждали к строительству мегалитических колец! Сейчас уже мало кто сомневается и культовом назначении лабиринтов: они безусловно являлись святилищами. Правда, в комплексе Мастнщенских сооружений не обнаружено следов усыпальницы, но она может быть где-то поблизости и для нее предусмотрели обычный для донского энеолита обряд помещения останков в грунте.Итак, впервые для столь раннего времени (рубеж III и II тысячелетий до н. э.) в средней полосе России открыто святилище в виде каменного лабиринта, отражавшее общеевропейскую идеологию периода строительства мегалитических сооружений. Каково конкретное содержание этой идеологии, каковы ее слагающие звенья - вопрос, который, видимо, будет решен только в будущем.Донской лабиринт мог быть и центром широкой округи, где проводились важные общественные мероприятия.Следовательно, идеи, заложенные в строительстве подобных сооружений, были распространены значительно шире, чем считалось до сих пор. К тому же правомерен вопрос: все ли святилища делались из камня? Могло быть, что при скудости его запасов (чем отличается и наш край) святилища сооружали из дернины или насыпной земли, и обнаружить их сегодня практически невозможно.Наконец, мог ли донской лабиринт сочетать функции святилища и устройства для наблюдения за небесными светилами? Мы не исключаем положительного ответа, но нужны еще дополнительные исследования. Наш оптимизм основан на том, что пришла пора решительно отвергнуть бытующие исторические предрассудки и переоценить в пользу древних обществ их творческий потенциал. Это в полной мери относится и к эпохе бронзы.Обсуждение темы в Острогожском форуме >>

Оригинальная статья




Воронежский "Стоунхендж" (репост с Вольного Стрелка)

Репост ж. Аномалия, №1 за 2011 г. Ссылка на оригинал http://mulder.ucoz.ru/publ/voronezhskij_
stounkhendzh/12-1-0-44
Красивейшая природа, чистейшая река Потудань, бескрайние поля, поросшие степной растительностью, почти полное отсутствие людей – пусть и оттого, что ближайшие хутора давным-давно заброшены. Кажется, эти места не менялись с тех пор, как здесь жили древние люди… (Рис.1)
Мостищенский лабиринт
Рис. 1. Фото окрестностей с. Мостище

Окрестности села Мостище давно привлекают археологов. Здесь на двух мысах были найдены остатки оборонительных укреплений (городищ) скифского времени, которые появились на Среднем Дону в VI в. до н. э.
Но история этого уголка России куда загадочнее и интереснее. Ведя работы в более древнем культурном слое, археологи обнаружили… мегалитическое сооружение – спиралевидный лабиринт. Памятник получил название Мостище-1 (рис.2,3,4).
Мостищенский лабиринт
Рис.2. Внешний вид камней (Фото А.Т. Синюка).

«Конструкция лабиринта представляет собой центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих её концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. Лабиринт имел форму овала, выстроенного из меловых камней. Камни выложены на дерне, на ровном месте без какого-либо связующего раствора и подгонки. Само сооружение состоит из шести кольцевых каменных кладок. Они сильно разрушены, но в целом можно установить примерный размер. Максимальная высота камней и в древности не превышала полуметра (рис. 2); больший же диаметр внешнего кольца по линии запад – восток достигает 40 метров. В западном участке внешней меловой кладки есть несколько гранитных валунов. Еще один – к северу от центра лабиринта. Гранит – редкая порода для данной местности. Ещё раз оговоримся, что до нас дошли руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно более сложным и системным (рис. 2). Но и то, что сохранилось до наших дней, не оставляет сомнений: это остатки "мегалитического” сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем, лабиринтом» [2, с. 111-112]. Поскольку местные жители давно потихоньку растаскивали здешние камни для собственных нужд (а это происходило еще со времён скифов [2]), археологам пришлось законсервировать находку, закопав её.
Каменные лабиринты и другие сооружения из камней, называемые мегалитическими, хорошо известны в Северной Европе, Англии, Средиземноморье, Прибалтике, на севере нашей страны – в Карелии и у Белого моря, на Северном Кавказе. «…На Британских островах было создано около 900 различных каменных сооружений» [4, с. 35–38], в числе которых знаменитый Стоунхендж. Они представляют собой сложные сооружения из камня с разной планировкой и разной конструкции, преимущественно в виде концентрических кругов или эллипсов.
А.А. Куратов выделяет четыре основные группы: односпиральные правосторонние, односпиральные левосторонние, биспиральные и концентрическо-круговые. Но при этом он отмечает, что известны и прямоугольные лабиринты, как например, на Большом Заяцком острове на севере России и на озере Янова в Белоруссии, которые не включены в эту классификацию [4, с. 46]. «Внешняя форма лабиринта является одним из главных, но не единственных признаков формально-типологического ряда. Важным критерием в определении того или иного типа лабиринта служит принцип его конструирования, предваряющий окончательное оформление лабиринта в камне (или дерне)» [8, с. 174]. Мостищенский лабиринт относится к группе концентрическо-круговых (рис.3).
Рис.3. Схема лабиринта Мостище-1 (по А.Т. Синюку). Чёрными точками отмечены гранитные валуны.

Кто был строителем лабиринта? Явно не скифы. Проводя раскопки в окрестностях Мостища, археологи наткнулись на более раннюю культуру, которая не относилась ни к скифам ни к ранее известным культурам. Профессор А.Т. Синюк выделил её как отдельную иванобугорскую культуру [2,3]. Условное название «иванобугорская» связано с обнаружением и последующими раскопками её следов на Ивановом Бугре. К настоящему времени других памятников этой культуры, кроме как в Ивановом Бугре и в Мостище, не выявлено.
Исследование вопроса о том, что это за культура, откуда она и что собой представляла, привело А.Т. Синюка к следующим выводам: «Эта культура относится к III тысячелетию до н. э. Её корни уходят в неолит. Она представляет собой объединение лесного неолита и степного энеолита. Создатели культуры – лесные охотники и рыболовы, на которых оказывало незначительное влияние энеолитическое население степи. По непонятным причинам иванобугорцы даже в бронзовом веке сохраняли свой традиционный уклад жизни, не поддаваясь влиянию других народов» [2, 134,135]. Такую культуру, которая живёт «в неолите», когда повсюду уже господствуют технологии бронзового века, А.Т. Синюк предложил называть «пережиточно-неолитической».
А.Т. Синюк обращает внимание, что на месте лабиринта найдены также фрагменты керамики абашевской и катакомбной культур. При этом абашевская керамика, по его мнению, ранняя, как и катакомбная. О чём это свидетельствует? Если предположение исследователя верно, можно предположить и совместное использование каменного лабиринта племенами эпохи бронзы. По мнению А.Т. Синюка, сооружение просуществовало в течение одного–двух столетий в течение рубежа III – начала II тысячелетий до н. э. [6, с. 94]. Кто именно был создателем лабиринта, вопрос пока открытый, поскольку радиоуглеродного анализа пока не проводили. По данным археологии, время создания подобных лабиринтов – неолит-энеолит [9]. Строительство огромных каменных конструкций продолжалось почти 3000 лет, с V по II тысячелетие до н. э. Кто их строил, как, зачем? Пока загадок вокруг каменных исполинов куда больше, чем разгадок.
Для чего же служил этот каменный лабиринт?
Версия 1. Культовое сооружение
Сейчас уже мало кто сомневается и культовом назначении лабиринтов: они, безусловно, являлись святилищами. Правда, в комплексе Мостищенских сооружений до сих пор не обнаружено следов усыпальницы жрецов, которые проводили те самые обряды [2]. Точно также неизвестны и формы культа, который был с ним связан.
Версия 2. Астрономическое назначение лабиринта
К сожалению, во времена скифов камни из лабиринта были использованы в качестве стройматериалов, в результате чего объект оказался в значительной степени разрушен. Заведующий археологической лабораторией кафедры отечественной истории ВГПУ Ю.А. Чекменёв выдвинул теорию астрономического назначения мостищенского лабиринта (2001). Он связал астрономические данные с расположением камней и сделал следующие выводы: «Камень гранитный № 1 при наблюдении из центра лабиринта имеет азимут 0 то есть указывает направление на север... Камни гранитные № 2, №. 5 достаточно точно указывают направление на точки восхода Солнца в дни зимнего и летнего солнцестояния…. Рядом лежащие гранитные валуны № 3 и № 4 указывают направление на точку восхода осеннего и весеннего равноденствия… (рис.5.)
Мостищенский лабиринт
Рис. 5. Направления на астрономически значимые точки из центра Мостищенского лабиринта

Крупные меловые блоки в кладке могут лишь условно считаться реперными камнями, так как от времени они разрушаются, и мы не можем даже предположить их первоначальное количество. Из шести камней только два совпадают с азимутальным направлением на точки захода Солнца в дни осеннего и весеннего равноденствия (меловой камень № 2) и летнего солнцестояния (меловой камень № 1). Азимутальное направление наточку зимнего солнцестояния проходит через сильно разрушенный участок лабиринта» [8, с. 174-175].
Таким образом, справедливо предположение, что Мостищенский лабиринт мог быть не только местом проведения обрядов, но и использовался в качестве обсерватории для определения календарных дат и, возможно, сроков солнечных и лунных затмений.
Версия 3. Лабиринт как гармонизатор пространства
Эта версия отнюдь не исключает предыдущие. Появилась она, когда в 2010 г. группа «Воронеж–Космопоиск» совместно с известным воронежским исследователем к.т.н. Александром Николаевичем Сухоруковым совершила разведывательный выезд в район Мостищенского лабиринта. Его целью был поиск места археологических раскопок и проведение там биолокационной съёмки.
По мнению А.Н. Сухорукова, лабиринты служат гармонизаторами пространства: их геометрическая форма создаёт «место Силы» той или иной интенсивности, которая зависит от размеров лабиринта, его формы, количества ходов, высоты и цвета перегородок и других факторов. По его данным, установленный на природном «месте Силы» лабиринт не только сохраняет, но и усиливает и расширяет сферу влияния такого места, а лабиринт, расположенный на геопатогенной зоне, нейтрализует её [7, с. 24-25].
Проведение биолокационной съёмки показало: несмотря на то, что часть комплекса разрушена, Мостищенский лабиринт действует даже сейчас. Радиус его действия, как полагает А.Н. Сухоруков, составляет 2 километра.
Версия использования лабиринта в качестве капища также не отрицается. Тем более, что, по мнению многих исследователей, все культовые сооружения, будь то церкви или святилища, возводились на «местах Силы». Мостищенский лабиринт – не исключение. Можно предположить, что в ходе обрядов, представших собою прохождение людей по кольцам лабиринта, участники действ входили в некий резонанс с сооружением, что помогало осуществлять разные магические ритуалы.
В ходе поездки с помощью биолокации также были предположительно обнаружены некие пустоты под землёй. Их существование в будущем предстоит подтвердить или опровергнуть, используя георадар. Если они действительно есть и связаны неким образом с лабиринтом, то, не исключено, в них удастся отыскать ответы на многие вопросы, связанные с таинственным лабиринтом.
Конечно, для проверки действительного влияния лабиринта на человека и окружающую среду, было бы изучить влияние места на состояние людей. В качестве средства регистрации такового вполне могли бы, как кажется, быть использованы электрофизиологические показатели.
Но такие исследования – дело будущего, хочется верить, не столь отдалённого. Кроме того, возможно, этот лабиринт – не единственный в наших краях и археологи найдут на воронежской земле другие похожие лабиринты.


Литература

1. Анищенко С.В. О месте Мостищенского лабиринта в системе мировоззренческих представлений населения Восточной Европы // Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий.: Тез. до ел. науч. конф. Липецк, 1999.
2. Березуцкий В.Д. Край Острогожский, Археологические древности земли Воронежской. – М.: Братишка, 2007. – 448 с.
3. Винников А.З., Синюк А.Т. Дорогами тысячелетий: археологи о древней истории Воронежского края. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2003. – 280 с.
4. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. – М.: Мир, 1981. – 269 с.
5. Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной Европы. Опыт классификации // Советская археология, 1970. – № 1.
6. Синюк А.Т. Мостищенский комплекс древних памятников (Эпоха бронзы - ранний железный век). – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001. – 192 с.
7. Сухоруков А.Н. Практическая эниология. – Воронеж: Научная книга, 2010. – 105 с.
8. Чекменев, Ю.А. Астроархеологическое обоснование практического назначения мостищенского лабиринта / А.Т. Синюк, В .Д. Березуцкий Мостищенский комплекс древних памятников (Эпоха бронзы - ранний железный век) – Воронеж, ВГПУ, 2001, с. 174-175.
9. http://www.vantit.ru/antiquities/18-mostischenskij-labirint-istoricheskaja-spravka.html


Оригинальная статья



Лабиринты Европы и Мостищенский лабиринт

Каменные лабиринты и другие сооружения из камней хорошо известны в Северной Европе, в Англии, в Средиземноморье, Швеции, Дании, на се­вере нашей страны в Карелии и у Белого моря, на Северном Кавказе. Они представляют собой сложные сооружения из камня разной планировки и конструкции в виде концентрических кругов, эллипсов.

Есть мнение о строителях этих сооружений - племенах, обитавших на Пиренеях. Они по каким-то причинам продвинулись вдоль Атлантического побережья к берегам Северного моря. Их следы отмечены на территории нынешней Германии - на Рейне и Эльбе (Монгайт, 1973, с. 51). А на Бри­танских островах было создано около 900 каменных сооружений (Вуд Дж., 1981, с. 35-38).

Среди специалистов, изучавших и изучающих лабиринты, со временем сложилось представление о религиозном назначении этих объектов. Как сейчас выяснено, лабиринты являлись и древними обсерваториями, с кото­рых велись наблюдения за небесными светилами, расчеты солнечных и лунных затмений (Вуд Дж., 1981). Время их создания - неолит-энеолит. Строи­тельство огромных каменных конструкций продолжалось почти 3000 лет, с V по II тысячелетие до н.э. Но загадок каменных исполинов куда больше чем разгадок: кто их строил, как, зачем?

На Мостищенском городище лабиринт имел форму овала, выстроенного из меловых камней. Камни выложены на дерне, на ровном месте. Само со оружение состоит из шести кольцевых каменных кладок. Они сильно разрушены, но в целом можно установить примерный размер. Если отсчет вести внешних границ кладки, то размеры ее будут такими: 26 х 38 м. Эллипс вытянут по линии северо-восток-юго-запад. Позднее он был в значительно степени разрушен, когда племена скифского времени стали использовать место рас­положения лабиринта и его камни для своих стро­ительных нужд. Но тем не менее основные формы ка­менного лабиринта улав­ливаются.

Были надежды, что при раскопках будут обнаруже­ны погребения жрецов, обслуживавших лабиринт. А когда на его площади было найдено несколько безинвентарных погребений вытянуто на спине, казалось, ожидания были не напрасны. Увы... В следующем погребении был обнаружен железный короткий меч скифского времени и, стало ясно, что погребения эта относятся к обитаелям скифского времени.

А.Т. Синюк обращает внимание на то, что на месте лабиринта найдены фрагменты керамики абашевской и катакомбной культур. При этом абашевская керамика, по его мнению, ранняя, как и катакомбная. О чем это свидетельствует? Если предположение исследователя верно, то тогда мож­но и предположить совместное использование племенами эпохи бронзы ка­менного лабиринта. По мнению А.Т. Синюка, сооружение просуществовало в течение одного-двух столетий в течение рубежа III - начала II тысячелетий до н.э. (Синюк, Березуцкий, 2001, с. 94).

Но это все, что можно сказать о самом лабиринте. Были попытки доказать его астрономическую роль при помощи находок на городище нескольких гранитных камней (Чекменев, 2001, с. 174-177). В соответствии с чем были осуществлены расчеты на точки восхода Солнца в дни зимнего и летнего сол­нцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Но сильная разрушенность памятника, возможность происхождения гранитных камней со скифского времени, случайность их расположения именно там, где они найдены в наше время, сводит эти попытки к нулю. К тому же на памятнике есть и другие итные камни, в иных местах, которые в расчетах не участвуют.

Уникальность Мостищенского лабиринта привела к осторожному отношению к нему. До сих пор ученые предпочитают молчать об этом открытии, вероятно сомневаясь в его реальности. Такова судьба всего нового, для утверждения которого нужно время или... второй подобный лабиринт...

60

- Арсен Тигранович, погребение нашли... жреца! - не бежит, а мчится локомотивом студентка к кухонному столу, за которым Арсен Тигранович беседует с очередными гостями, пожаловавшими в экспедицию. Видно, это родители одного из студентов. А.Т. Синюк о чем-то увлеченно рассказывает, а гости внимательно слушают - рассказчик хороший. О чем вещает? Обо всем. Обычно о том, что сейчас волнует Арсена Тиграновича. Это может быть и непрофессиональная статья какого-нибудь журналиста, пожелавшего блеснуть сенсационными находками, которые он увидел. Да напутал все и не в меру ошибок понаписал, и археологов представил кладоискателями. Такие иска­тели «жареного» нет-нет, да вдруг появятся на страницах прессы. То «кромань­онца» кто-то нашел под Борисоглебском (перекрытого деревом!), то откроют «цивилизацию "карликов-хобитов" (уму непостижимо!) у с. Власовка в Грибановском районе нашей области. Подумать только, экспедиция Арсена Тиг­рановича около десяти лет работала на Власовских курганах, ни о чем таком не подозревая. А тут вдруг - нате вам! По вашим раскопкам - «цивилизация карликов-хобитов»! Не ожидали? Проглядели! И смех и слезы...

Узнав, что найдено погребение в пределах лабиринта, Арсен Тигранович спешит на раскоп. В небольшой узкой яме лежит скелет взрослого че ловека вытянуто на спине головой на запад. При нем ничего нет. Появляется версия о возможной принадлежности погребения к создателям лабиринта

Новость быстро распространилась по лагерю, и все спешат посмотреть на «жреца». Через некоторое время расчищается вторая могила с такими же признаками обряда.

Вечером у всех хорошее настрое­ние. Особенно у Арсена Тиграновича. Любители послушать про древние века знают слабость руководителя эк­спедиции-чай.

- Арсен Тигранович, чайку?

-Хорошо бы, ребятушки, чайку!

«Ребятушки»- одно из любимых слов Арсена Тиграновича и произно­сится часто, когда у «шефа» хорошее настроение. Сегодня все знают: будет разговор «про древние века». Интере­сующиеся как бы невзначай подсажи­ваются к А.Т. Синюку и слушают... Арсен Тигранович удивительный рассказчик. У него кавказский харак­тер, взрывной. Бывает, эмоции выплескиваются наружу как фонтан из высохшей земли. Не знающий характера Арсена Тиграновича и впервые попадающий в водоворот эмоций, часто ошалело смотрит на профессора, не в силах понять, что происходит. А ничего и не происходит. Просто Ар­сен Тигранович так вот, по-южному, реагирует на какой-нибудь спор или мнение. Но когда он рассказывает, а не спорит... Часто можно было на блюдать, как Арсен Тигранович самозабвенно, без показного энтузиазма долго объясняет что-то задолжавшим нескольким заочникам, которые уже выставил оценки. Целую лекцию прочтет. А подумаешь, зачем? При этом он совсем не хочет видеть, что перед ним собеседники другого уровня археологических знаний. Он относится к ним как к равным. И объясняет и рассказывает...

Арсен Тигранович разносторонний человек. Будучи помоложе, с удовольствием брал гитару и пел задушевные песни. И выступал на "студенческой весне». Сегодня гитару уже не берет в руки, но пишет стихи, и непременно отдает на суд слушателям. Как-то увлекся картинами и писал пейзажи.

Потрескивает костер, время от времени посылая в ночь быстро затухающие искры. Иногда искры, оторвавшись от пламени, поднимаются выше обычного и становятся тогда похожими на звезды... Разговор о жрецах и лабиринтах, об их строителях и той далекой жизни. Эх, думаешь, магнитофона нет, а то бы записать неповторимый рассказ, полный приключений и интересных суждений...

«Жрецы» вскоре оказались погребениями совсем другой эпохи - скифс­кого времени. Досадно, да ничего не поделаешь. Но остались незабываемы­ми удивительные рассказы о лабиринтах и их создателях, костер в ночи и искры, похожие на звезды... Они надолго запомнятся многим, как и расска­зы Арсена Тиграновича. А жрецы... Жрецы пусть и подождут. Не время им, видно, показывать себя...

61

63



Оригинальная статья



Поездка в Мостище Космопоиск Воронеж



Яндекс.Метрика