Подземный мир. Пещеры и каменоломни

Пещеры Придонья: «Ухо»

Ссылки, статьи, отчеты о пещере Ухо

Пещера Марс в Дивногорье. Обязательно посетите!

В Лискинском районе Воронежской области находится уникальный музей-заповедник Дивногорье. Здесь есть на что посмотреть: Большие и малые Дивы, пещерные меловые церкви сер. XVIIв.; археологический комплекс памятников - Маяцкое городище IX-X вв.. А еще на территории заповедника есть две пещеры: Марс и Ухо. К ним экскурсий нет, но туда можно добраться самим!
Итак, обуваем кроссовки, одеваем удобную одежду, которую не жалко измазать в мел и загружаемся в машину. Мы ехали из Воронежа, поэтому сначала вырулили на трассу М4 (Москва-Ростов), затем повернули на Лиски, проехали по городу в сторону сахарного завода, а потом ушли направо на длинный мост через реку Дон. Далее следуем по навигатору до села Селявное, как только увидели слева местную почту, поворачиваем налево и следуем по главной дороге до парковки возле мужского монастыря. Как только проехали парковку, поворачиваем направо и следуем по грунтовой дороге. Координаты пещеры Марс - 50°59'14"N 39°19'52"E. Останавливаем машину там, где дорога почти заканчивается, возле раскидистого дерева, оставляем в машине ленивых и боящихся высоты и следуем по тропинке до обрыва. Далее спускаемся вниз, хватаясь за специальную сетку на земле, иначе можно сорваться! Ну вот мы и у входа в пещеру. Вид здесь невероятно красивый! Справа белые меловые склоны, снизу железная дорога, по которой то и дело ездят поезда и электрички, далее виднеются р. Дон и зеленые поля с пасущимися коровками и козочками. Насладившись пейзажем, залазим внутрь пещеры. Видим прямо перед собой тупик, где обозначено место для иконки. Поворачиваем направо и подходим к специальному окошку, из которого открывается потрясающий вид на р. Дон! Я услышала недовольные возгласы какой-то маленькой птички… обернулась назад и увидела гнездо с маленькими яичками. Не смея больше тревожить будущую мамочку, возвращаемся обратно. Теперь можно подняться вверх не по той же тропинке, по которой спускались, а прямо по почти вертикальному отвесу слева от входа. Вот и все. А пещеру Ухо мы так и не нашли, но говорят, к ней не добраться без альпинистского снаряжения. На всякий случай вот ее координаты: 50°59'15"N 39°19'54"E.

Далее в нашем списке стояла пещера "Большое Ухо". Начитавшись про нее в Интернете, она мне представлялась огромным подземным храмом со сводчатыми потолками и массивными колоннами, и мне не терпелось найти ее и увидеть все собственными глазами. Но, видимо, мое чувство пространства и ориентирования на местности в очередной раз подвело меня и я, почему-то, решил, что она находится восточнее первой пещеры. Плюс названия этих пещер на Викимапии перепутаны местами. В конце концов, я запутался и за вход в подземный храм мы приняли какое-то другое углубление в меловой скале.

Мы разделились, я спустился по тропинке вниз к железной дороге, чуть позже меня догнала наша очаровательная спутница, остальные решили штурмовать предполагаемый вход  и направились к нему прямо поперек склона.

Когда наши новоявленные камикадзе подобрались ближе и поняли, что снизу залезть в дыру у них не выйдет, Кот проявил чудеса безбашенности и задумал спуститься к ней сверху.

DSC09336 копияjpgDSC09336 копия

Испытав свои нервы на прочность, он спустился к нам и констатировал, что никакой это вовсе не вход. Немного огорчившись, мы побрели дальше на восток, пытаясь рассмотреть среди глыб мела заветный залаз в пещеру.

Специальные блоки из камней, защищающие железную дорогу от падающих меловых обломков

Так мы прошли около километра. Не знаю, зачем мы это сделали, ведь мне было четко ясно, что обе пещеры находятся на расстоянии 20-30 метров друг от друга. В конце концов нам это надоело и после небольшого перекура мы повернули обратно.

Перекур

По пути я увидел интересную расщелину и выразил мысль, что было бы неплохо посмотреть на нее поближе.

Зря я это сделал. Через 2 минуты трое самоубийц из нашей группы уже были там. Мы с Галей стояли внизу и следили за их действиями. Видимо решив, что раз они смогли, то чем мы хуже, мы устремились за ними вверх по склону.

На самом деле, это только снизу склон кажется не таким уж и страшным препятствием, вроде бы он пологий и забраться по нему наверх не проблема. Как бы не так. Эта часть склона не обтянута сеткой-рабицей, как та, в которой находится первая пещера. Он осыпается под твоим весом и всегда есть вероятность очень быстро оказаться внизу. И если в первой части восхождения он представляет из себя землю вперемешку с мелом, в которой еще можно прокопать ямку для того, что бы поставить в нее ногу, то вторая часть - это практически отвесный меловой уступ.

В то время, когда мы с Галей еще ползли вверх по земле, остальные наши друзья уже начали взбираться по уступу. Сверху в нас полетели огромные куски мела. Один чудом не задел девушку, пролетев в метре от нее. Добравшись до середины холма, я понял, что ноги невыносимо горят от усталости, а большой фонарь, подаренный мне сегодня в честь дня рождения, постоянно сползает со спины на живот и сильно мешается. Если бы земля подо мной поехала, этот фонарь не дал бы мне прижаться телом к поверхности склона и я рисковал переломать себе все конечности. Я уже даже подумывал спуститься вниз и забраться в более безопасном месте по сетке. Но тут на помощь пришла бесстрашная Галя, забрала фонарь и мне стало немного стыдно признавать свою слабость. И я полез наверх.

Первое, что я сделал, когда под ногами оказалась твердая ровная поверхность - упал на землю. Я лежал, и радовался, что остался цел, пытаясь отдышаться. Как и все.

Не передать словами то ощущение, когда смотришь вниз и понимаешь, что лез без страховки

Повалявшись несколько минут на травке, мы направились к своим машинам, что бы сделать пару глотков воды. Возле "Малого Уха" мы встретили компанию молодых людей. Ими оказались ребята из Воронежа, которые уже посетили обе пещеры.

Воронежские ребята вылазят из "Малого Уха"

Как раз они и подсказали нам, что заветное "Большое Ухо" находится немного западнее "Малого". Сверху входа в нее не видно и придется снова спускаться вниз. Что ж, желаем друг другу удачи и спускаемся.

Чуть пройдя по ж/д путям замечаем очень похожее на вход отверстие.

Вход в "Большое Ухо"

Некоторым из нашей группы кажется, что оно слишком узкое для лаза и это скорее окно, но выбора у нас нет, я настаиваю, и мы начинаем очередное восхождение.

Попали мы в эту пещеру не сразу. Сначала мы доползли до места, где в сетке имеется зазор и пролезли в него.

Полазив немного под сеткой мы поняли, что отсюда пути в пещеру нет и нужно лезть по сетке снаружи.

Сначала полез Рома, потом вслед за ним Игорь. Кот, Галя и я остались ждать их под сеткой.

От меловой пыли объектив моей мыльницы забился и защитные створки перестали закрываться. После применения грубой силы все встало на свои места.

Через некоторое время Роман нашел один из заваленных ходов "Большого Уха".

aqLb86-oI70

ehlL3SLR0tI

Как оказалось открытый вход в пещеру был прямо над нами, но добраться к нему можно было лишь по сетке, натянутой прямо в воздухе. Дождавшись Ромку с Игорем, мы поделились этой новостью с ними. Роман сразу возразил, что "что бы туда залезть нужно выключить мозг" и, видимо, послушав сам себя, быстро полез вверх. Лезть кстати, оказалось не так страшно, как я думал, и скоро мы уже стояли внутри пещеры.

Большое Ухо соответствует своему названию также, как и Малое своему. В ней уже можно спокойно ходить всей толпой и никто никому не будет мешать. А еще в ней заметно холоднее, по ощущениям градусов 10 тепла, не больше.

Что бы было легче понять систему ходов пещеры, предлагаю ознакомиться с ее схемой.

То, что на схеме обозначено как "вход 3" и нашли Роман с Игорем. Сейчас это полностью заваленный тоннель. Мы же попали в пещеру через "вход 2". Над ним уже было кем-то прорезано отверстие в сетке.

Вход 2

Идем вглубь по длинному коридору, который потом расходится в две стороны.

DSC09416 копияjpgDSC09416 копия

Влево коридор продолжается и идет как бы вокруг пещеры. Я пошел по этому пути, заглядывая в огромные разломы в потолке и стенах и осматривая узкие проемы в ниши, на предмет чего-то интересного.

Естественный разлом в стене

Прямо - "обходной" коридор, направо - главный зал

Остальные свернули направо и сразу попали в главный зал, с необычным сводчатым потолком. Обойдя по своему коридору вокруг главного зала, я тоже присоединился к ним.

DSC09441 копияjpgDSC09441 копия
Главный зал с колоннами

DSC09445 копияjpgDSC09445 копия

DSC09454 копияjpgDSC09454 копия
Обычным строительным перчаткам Галя почему-то предпочитала свои медицинские. Вот что значит верность своей профессии

Мне тут же спешат показать находку, от которой у меня пробегает холодок по коже. В одном из проходов я вижу петлю.

Взглянув ближе я понимаю, что, скорее всего, это чья-то своеобразная шутка. Особенно учитывая, что веревка привязана к гнилой палке, лежащей на выступе над проходом.

_lcEIDlxP9o

Если на предыдущей фотографии повернуться налево, то можно увидеть небольшой лаз, ведущий вниз, в отдельную комнату. К сожалению внутри тоже все завалено меловыми обломками.

Осмотрев все, что можно было осмотреть, поворачиваем обратно к выходу. Эта пещера достаточно впечатляет своими размерами. Высокие куполообразные потолки, мощные колонны. Сложно представить, сколько труда было потрачено, что бы вырубить такие большие помещения в толще мела. Но еще большее впечатление она оставляла бы, если бы не все те вездесущие надписи на стенах. Такое ощущение, что каждый, без исключения, кто попал сюда оставляет свой след. И это, отнюдь, не маленькие подписи. Это огромная, жирная, полная гордости за себя надпись "ВАСЯ". Или номер ICQ, занимающий половину стены. Встречаются надписи аж 1950 года! Все это безжалостно уничтожает так любимую мной загадочную атмосферу таинственности.

Комментарий пользователя dyk_de_bosch:

"Сама пещера - здоровенная, с квадратными колоннами и сводчатым потолком (там, где он не обрушен), строилась жителями Селявного как пещерный храм, но дивногорские монахи убоялись конкуренции, надавили на светские власти и строительство запретили. Одну из пещер (самую ближнюю к оврагу) вообще засыпали. Считая с засыпанной, я там знаю три пещеры - помнится, это называется Селявнинский пещерный комплекс ,по той самой книжке Стёпкина."

Если верить книге "Культовые пещеры Среднего Дона", то строителями пещеры выступали Петр Курбатов и Некифор Шатов.

По пути назад вновь устраиваем фотосессии мышкам.

Милое создание, не правда ли? То ли от холода, то ли от страха она сильно дрожит

А эта, судя по мордахе, очень довольна оказанным ей вниманием

Общее фото на память и пора вылазить наверх

Видео, снятое в "Большом Ухе":

Надо сказать, что спускаться вниз по сетке намного сложнее и дольше, чем подниматься, о чем нас заранее предупредили "коллеги" из Воронежа, поэтому решаем лезть вверх. К тому же, там наверху нас ждут наши машины, соответственно, нам не придется лишний раз карабкаться по склону.

Пропустив пару человек вперед, собираюсь с духом, вылажу из нашей "норы" и, не смотря вниз, начинаю свой осторожный подъем. Что бы не сорваться тщательно выбираю место под ногу, впихивая носок кроссовка в ячейки сетки.
Где-то на половине пути меня стремительно обгоняет Рома, абсолютно не заботясь о том, куда приходится ставить свои ступни. Что-то выкрикиваю ему и продолжаю лезть наверх.

Никогда не забуду то ощущение наслаждения и удовольствия, с которым падаешь на землю, после таких "полазок". Оно не сравнимо ни с чем, и  что бы его понять нужно просто взять и сделать то же самое. Сначала ты проклинаешь себя за свой глупый поступок, а потом хочется вернуться и повторить все вновь.

На переднем плане мои ноги и веревка, которая не пригодилась

Отдышавшись, Ромка сказал, что у него развязалась лямка в рюкзаке и он очень не хотел разбить свой цифровик и мой фонарь, развяжись вторая. К тому же, в таком случае ему пришлось бы опять спускаться вниз и собирать остатки техники.

После мы переоделись в чистую одежду и поехали к месту нашей стоянки - в устье реки Тихая Сосна. Там, на берегу, мы разбили свой лагерь. Впереди осталось Шатрище.